Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 258 
Next page End  

Обратимся к модели (см. стр. 258) как к объекту исследования. Диалектический ряд букв - А, Б,
В, Г, Д. Он предполагает, что Б появилось после А. Такое утверждение искажает истинное понимание
развития объекта. Дело в том, что Б появилось позднее А в целом, но если рассматривать более
конкретные формы каждого из них, то некоторые формы А появились позднее некоторых форм Б.
Прогресс как движение от низшего к высшему является только одной из тенденций развития. «... 
Всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс ...» [102,Т.21,с.68]. Прогресс не
существует без регресса, как второго элемента развития. Развитие есть единство прогрессивных и
регрессивных тенденций или возрождения и вырождения, восхождения и нисхождения. При
исследовании объекта необходимо отмечать одновременно не только возрастание значения одной
формы, но и уменьшение значения предшествующей ей формы. Несколько иначе развитие можно
трактовать так: развитие есть единство вырождения и возрождения. Когда процессы возрождения не
соответствуют потребностям общественного развития, то такое развитие можно называть регрессивным,
а когда соответствует, то прогрессивным.
Прогресс одного есть одновременно регресс  другого, отходящего на задний план. В то же время
прогресс одного и того же есть не одновременное восхождение, но и временные остановки, отходы,
скачки назад и т. п. «Но это не  невозможно, ибо представлять себе всемирную историю идущей гладко
и аккуратно впер¸д,  без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически
неверно» [88,Т.30,с.6].
Необходимо учитывать и другие законы развития - не диалектические, а общие ряду сфер мира и
даже специфические для каждой из них.   Например, законы подобия усложняют содержание развития.
Мимикрия может искажать представление о сущности объектов и т. п. Без выделения этих законов
развития можно прийти к ложным оценкам тех или иных процессов развития объекта.
Переходные формы многих объектов не сохранились вообще, а поэтому   трудно выяснить
переходы от одной формы к  другой. Это имеет место в палеоботанике, которая,  например, 
затрудняется объяснить переход от голосеменных к покрытосеменным деревьям.
Можно назвать и  другие трудности в реальном исследовании объекта на основе его развития.
Овладение диалектическим мышлением не отрицает, а наоборот предполагает конкретное познание
объекта на основе всех возможностей. Характер изложения свойств объекта во многом зависит от
степени познания объекта, а не только от методологии познания, в том числе методики изложения.
Ограниченности  диалектического изложения не могут быть просто сняты. Последующие
исследования  диалектического мышления помогут преодолеть некоторые из них, но одновременно
могут поставить еще более сложные проблемы. В силу этого диалектическим мышлением необходимо
овладевать не только по тексту, но и с уч¸том устного его объяснения  другими,  изучать образцы
применения диалектики на основе стихийного и сознательного подхода к  другим наукам, применять
диалектическое мышление и к познанию повседневных объектов и, самое главное, к своей
профессиональной деятельности.
При овладении диалектическим мышлением необходимо начинать не на «пустом месте», а
воспринять преемственно предшествующие концепции. При этом необходимо системно упорядочить
формы познаваемых объектов и выявить законы их развития.
                                         Ж. Обоснование
В умозрительных рассуждениях отсутствует
опыт, без которого ни в ч¸м не может быть
достоверности.
Леонардо да Винчи.
... Практический разум есть корень всякого
разума.
И.Г. Фихте.
Признание невозможности словами разубедить
человека.
Л.Н. Толстой: [17,Т1,с.519].
Обоснование (в отличие от объяснения) предполагает использование  оснований, которыми
является практика и технология объяснения (изложения)
Hosted by uCoz