Обоснование есть превращенная форма объяснения, когда аргументами истинности познания
объекта являются не только словесные при¸мы, делающие понятными объект, но и факты. Обоснование
дают не словами, а делами. Данная работа одновременно является обоснованием е¸ идеи в виду того,
что она написана в соответствии с е¸ рекомендациями. В то же время главной формой дел являются
практические, материальные формы труда, которые подтверждают истинность познания объекта.
Обоснование - конечная стадия познания многих объектов, когда факты действительности
используют в качестве аргументов познания. Превращенной формой обоснования выступает
объективация, которая происходит в творческом труде.
Соответствие идей объекту может быть различным. В связи с этим можно выделять различные
уровни оснований соответствия идей объектам.
Объекты действительности разнокачественны, выполняют различную функцию в жизни людей и
требуют различного уровня умственного развития для их познания. Многие объекты понятны на основе
здравого рассудка. Их ясность делает излишним сознательные рассуждения о них. Таковыми является
большинство повседневных предметов, составляющих вещественную и социальную среду жизни
людей. Человек, например, видит камень и для него ясно, что это камень, как и вс¸ то, что с ним можно
делать в повседневной жизни. Конечно, более интеллектуально развитый человек может осознать этот
камень в качестве средства более полезного для жизни людей. Развитие интеллектуальных способностей
людей вед¸т к использованию ими и таких объектов, которые не понятны на уровне здравого рассудка
или к более конкретному пониманию простых повседневных объектов.
Достоверность можно трактовать в качестве сложного уровня соответствия идей объекту. В
простейшем случае она проявляется через веру, уверенность.
Уверенность - более сложный тип восприятия объектов. Он состоит в том, что человек
воспринимает информацию предшествующих поколений об объекте, верит ей или уверен в е¸
правдивости и соответственно поступает. Вера чужому опыту, особенно предшествующим авторитетам,
не лишена оснований, позитивна, хотя и не всегда конструктивна. Без веры не может быть познания
мира [91,Т.2,с.168]. Не затрудняя себя никакими аргументами, фактами, а порой и вопреки им, человек
просто уверен в определ¸нном понимании объекта. Он может даже не осознавать этой своей
приверженности той или иной трактовке объекта.
Убежд¸нность можно считать осознанной уверенностью человека в том или ином понимании
объектов. Основой убежденности выступает не только вера, но и некоторый жизненный опыт, который
подтверждает убежд¸нность в правильности понимания объекта. Основанием убежденности служат
накопленные знания на основе преемственности с прошлым опытом.
Точность базируется на очевидности объекта при непосредственном чувственном его
восприятии [91,Т.1,с.56].
Утверждение можно считать более развитой формой осмысления объектов. Оно базируется на
вере авторитетам, на приоритете определ¸нных интересов субъекта и т. п. Это значит, что оно может
быть и ошибочным, и тенденциозным.
Иллюстрация базируется на использовании очевидных фактов в качестве поводов. Факты могут
быть и ложными и сфабрикованными специально для того, чтобы ввести в заблуждение слушателей.
Демонстрация
- более сложный тип подтверждения высказанных положений. Е¸ сутью можно
считать использование фактов для утверждения идей.
Аргументация представляет собой использование отдельных общих свойств объектов для
подкрепления положений. Аргументы - доводы, факты, идеи и т. п.
Доказательство
- высшая форма словесного подкрепления идей. Оно состоит в аргументации
комплексом фактов, доводов, идей и т. п. Его специфика состоит в определенном порядке приведения
идей, фактов для подтверждения положений. Оно происходит посредством построения полисиллогизма
понятий. Разновидностью доказательства можно считать верификацию, которая характеризуется
определенной процедурой, стереотипом.
В основе доказательства лежат полученные идеи на основе индукции и дедукции. Степень
доказанности положений детерминирована истинностью канонов, лежащих в основе рассуждений.
Поэтому необходимо проверять сами каноны, последовательность их осуществления при получении тех
или иных выводов, суждений. Поскольку вс¸ это происходит словесно, то таким пут¸м никогда нельзя
быть абсолютно убежд¸нным, что использованные данные и их проверки выполнены последовательно и
являются истинами в последней инстанции. Доказательства дают не более как высокодостоверные
гипотезы при объяснении объекта. Они могут противоречить интуитивному и иному восприятию
объектов. Правильная дедукция может дать результаты, находящиеся дальше от истины, чем результаты
|