очевидного. «... Неверное, мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты. ..»
[102,Т.1,с.180].
Истиной может быть не ясное и не доказанное, а опровергнутое положение. Не имеет значения
убежд¸нность автора в собственной идее, опубликование этой идеи любым тиражом, наличие учеников,
последователей, апологетов и доступность идеи, применимость е¸ для решения тех или иных задач и т.д.
Идея должна быть понятна, применима, полезна. Гегелевская форма диалектического мышления не
нашла применения по причине е¸ недоступности для людей со здравым рассудком.
Одной же понятности, доступности не достаточно для подтверждения идеи. Она должна быть
применима и не любым образом, а таким, который подтвердит е¸ полезность субъекту и обществу в
целом.
Обоснованность
- практическое доказательство положения. В литературе неоднократно
пытались разобраться с категориями «основа», «основание», «обоснование». И сейчас сохраняется
неопредел¸нность их трактовки. Обоснованием называем только практическую проверку результатов
мышления. Это самое узкое понимание смысла данной категории. Обоснованием является такое
основание, которое возникает в результате практического применения результатов мышления.
основа
основание
обоснование
Идея должна быть применима, полезна. Полезность продуктов применения идеи не является еще
критерием общественной полезности. И ложная идея может принести «пользу». Вс¸ зависит от
критериев оценки пользы, например, эгоизма предпринимателей. Примен¸нная идея должна
обеспечивать существенный прогресс, что может выясниться только длительное время спустя. Имея в
виду эту полезность, е¸ также можно рассматривать во многих формах.
полезность идей в
-------------+--------------¬
технике
технологии
организации
----------------+-----------------¬
экономической
политической
идеологической
Полезность идеи может состоять в разработке новой техники. Такую пользу идеи обычно легко
проверить. Технологическая полезность вытекает из техники и состоит в методах е¸ применения.
Организационная полезность отражает применимость идей к соответствующему упорядочению
отношений - экономических, политических, идеологических.
«Понятность» идеи самому автору естественна. Она может быть понятной и другим его
последователям. Повторяемость алгоритма действия предполагает более высокую его разработку и
степень его истинности. В таком случае надо объяснить е¸ рационально, сознательно, а не на основе
веры. Речь ид¸т о способности повторить идею сознательно, передать е¸ другим на основе
рациональных методов обучения. Применимость идеи есть более развитая форма е¸ практичности, и она
может быть различной. Сам автор или его последователи применяют е¸ к объяснению отдельных фактов
и убеждаются в том, что такой алгоритм действия «работает». Более развитой формой применимости
может быть использование алгоритма мышления к объяснению всей действительности. Это доступно
только всей науке и предполагает восприятие алгоритма мыслительной деятельности многими учеными.
Отказ от признания текущей практики конечным критерием качества мышления вытекает из
того, что не любое действие может быть позитивным аргументом, что выявится в результате длительной
истории развития. Простая ссылка на практику недостаточна для определения идеи в качестве истинной.
«Вредную теорию легко подтвердить порочной практикой» [79,с.15]. Имеющиеся переоценки практики
в качестве критерия истинности ведут к ложным, нерациональным действиям людей и общества в
целом.
Минимальной истинностью выступает гипотеза, т. е. умозрительная истина как результат
дедукции. Факт более истинен, но может быть и ошибочным фантомом. Истина всегда относительна, а
абсолютная истина есть идеал мышления. В относительных истинах имеется абсолютность, уровень
которой различен. Чем более развита форма мышления, тем она обращает больше внимания на этот
аспект и предпринимает специальные меры по повышению соответствия результатов мышления
объективной действительности.
Истинность может рассматриваться как только соответствие понятия миру. Обоснованность же
предполагает обязательное выявление соответствия продукта труда понятию, на основе которого оно
|