времени и данных условиях. Полученные практические данные не должны фетишизироваться и не
объявляться сами по себе истинными, поскольку существует опасность «порочной практики»,
принимаемой на веру, не критически.
Производство, промышленность
- наиболее развитая форма практики. Производство научно
обеспечивается и наука обосновывается производством. Производство бывает различным -
индивидуальным, серийным, поточным, массовым. Эти формы производства в разной мере выступают
аргументами истинности понимания объекта. Одновременно даже массовое производство не снимает
вопроса об относительности истины, лежащей в основе его понимания.
Познание предполагает последовательное отражение объекта на основе различных форм
отражения. В таком случае истинность отображенного будет расти по мере перехода от простых к
сложным формам отображения. Диалектическое мышление является завершающим этапом познания
объекта сегодня. Последовательное развитие образа об отражаемом мире у индивидов созда¸т
непрерывный ряд согласующихся представлений об объекте. Однако такое понимание трудо¸мко и
практически невозможно. Каждый человек не может сам вс¸ ощущать, воспринимать, анализировать и
т.п. Поэтому вера сохраняет существенное значение в познании действительности. Это позволяет
"опускать" многие стадии понимания объекта, начиная обучать человека с понимания наиболее
развитого, диалектического объяснения объекта. Конечно, это увеличивает вероятность ошибки при
оценке объекта и т.п. и воспринимаемое выступает простым описательством, объяснительством.
Доказательность последнего оказывается весьма малой, особенно в тех случаях, когда человек не знает
метода, лежащего в основе объяснения. Дело доходит до того, что последовательно диалектическое
изложение теряет в глазах воспринимающего свою доказательную природу при невладении
диалектической логикой. Поэтому для придания диалектическому изложению доказательной силы
необходимо первоначально объяснить морфологию форм отражения, в том числе диалектическое
мышление.
«... Диалектическая форма изложения верна только в том случае, если она знает свои границы»
[102,Т.46,Ч.II,с.491]. В тех случаях, когда человек «не дорос» до диалектического мышления, то будет
непродуманным обучать его на основе такого мышления. Объекты надо объяснять на основе
последовательно усложняющихся форм их отражения. Это не означает, что только так надо обучать, но
по возможности надо соблюдать такой путь восприятия объекта.
Несомненно, следует иметь в виду и «верхнюю» границу применения диалектического
мышления. Определенные объекты не могут быть адекватно поняты только на основе чисто
диалектического мышления, а нуждаются в более развитой его форме - кибернетическом мышлении.
2.10. Кибернетика
Никакое человеческое исследование не может
быть названо истинной наукой, если оно
математически не выражено, не проходит через
математические доказательства.
Леонардо да Винчи.
...Я утверждаю, что в любом частном
учении о природе можно найти науки , в
собственном смысле лишь столь-
ко, сколько имеется в ней математики.
И. Кант [64,Т.4,с.251].
По мере развития мышления происходит усложнение форм отображения и повышение их роли в
жизни людей. Диалектизация мышления позволила обосновать и начать переход к качественно новой
форме цивилизации, исключающей эксплуатацию человека человеком. Диалектизация мышления не
исчерпывает всех возможностей его прогресса и открывает новые возможности качественного развития
мышления.
Развитию мыслительных способностей не может быть указан конец, как и любому другому
процессу. Диалектическое мышление не может быть признано последней формой рассудка. Поэтому
правомерно не только предполагать его совершенствование, но и видеть формы мышления, которые
позволяют осуществить дальнейший его прогресс. Исходным для этого может быть только исследование
тенденций развития форм отображения мира людьми и выявления их специфических законов. Эту
|