проблему поставил Аристотель, говоря о развитии мышления о мышлении. Успешность е¸ решения
зависит от применения диалектического мышления к исследованию морфологии отражения мира
людьми. Этот процесс, несомненно, диалектичен и сказанное является гипотезой, которую следует
развивать по всем направлениям.
Диалектическое мышление не есть последняя (в смысле уровня развития) форма мышления.
Мышление развивается, как и вс¸ остальное и, несомненно, уже возникли более развитые формы
мышления. Истинность такого подхода вытекает из диалектического мышления. Современные
исследователи часто исходят из аналогичных мнений и даже называют в качестве высшего мышления те
или иные его формы, например «мыследействие».
Усложнение мира ввиду роста многообразия и сложности его форм вед¸т к необходимости
усложнения форм его отражения людьми. Закон возвышающихся потребностей людей также вед¸т к
этому. Для понимания мира необходимо соответствие сложности форм отображения и форм бытия мира.
Сложные объекты могут быть поняты только на основе сложных форм отражения мира. Применение же
сложных форм отражения мира к пониманию простых форм мира упрощает понимание последних,
сокращает трудо¸мкость их познания и тем самым высвобождает время на познание ранее не
существовавших сфер мира, например, электроники, и на более глубокое познание традиционных сфер
мира.
Прогресс мышления предполагает: а) развитие всех форм мышления, б) опережающее развитие
наиболее сложных его форм, в) рост интеграции всех форм мышления.
Более сложную форму мышления можно называть и иначе. Дело не в обозначении. Для
рассмотрения е¸ следует осознать ей предшествующие формы и их развитие в настоящее время. Для
этого надо осознать ту форму мышления, которая пока здесь еще не рассмотрена.
«Оценка» объекта предполагает определение его качества и количественного аспекта.
Последний процесс начался давно и известен в качестве математизации науки. Качественное и
количественное познание - два аспекта одного и того же процесса исследований. Первое предшествует
второму и определяет успешность второго. В свою очередь, второе обратно влияет на первое и
повышает его успешность. Происходит вс¸ большая интеграция этих элементов познания, рост их
единства. Диалектическая логика призвана поднять уровень определения качества всех объектов на
основе выполнения определенных операций мышления и на основе более последовательного
применения к ним количественных методов.
«Применение математических методов не полезно, а вредно до тех пор, пока явление не
основано на доматематическом гуманитарном уровне» [169]. И ранее математические методы выступали
более сложными формами мышления по сравнению с методами познания качества объектов на основе
логики и диалектики.
Логика, диалектика и математика развиваются не последовательно, а параллельно на разных
уровнях. Это их развитие неравномерно: каждая из них может вырваться впер¸д, а затем другие будут
более быстро развиваться и т. д. Интеграция логики, диалектики и математики да¸т начало
кибернетическому мышлению. Кибернетическое мышление призвано обеспечить количественную
оценку качества объектов.
Следует ли называть кибернетикой развитие математики по мере е¸ интеграции с логикой и
диалектикой? Ввиду условности терминологии, это не принципиальный вопрос. При трактовке понятия
его можно называть различными именами. Не следует называть кибернетикой объекты природы и
частные проявления действительности. Кибернетикой можно назвать науку о мышлении, основанную на
высокоразвитом детерминировании операций мышления. Объектом кибернетики является
искусственный интеллект или интеллект в узком смысле слова.
Интеллект
--------+-
-----¬
естественный
искусственный
Сначала возник естественный, а затем стали создавать искусственный интеллект. Он и
становится объектом кибернетики. В отличие от математики кибернетика - наука более интегрированная
с логикой и диалектикой.
Кибернетика
математика
диалектика
логика
|