п
внедрение п
открытие
------+----¬
воспринять п
применение
-----+-----¬
п
признать
--------+------¬
п
использовать
спроектировать
--------+------¬
п
производить
--------+------¬
п
эксплуатировать
В понимании творчества имеется два подхода. Одни защищают творчество как самобытное
функционирование ума [14]. Представители этого подхода исключают необходимость опережающего
познания всех устройств, которые были уже предложены до них и имеются в практике. Такие
изобретатели не начинают изобретения с ознакомления со всеми предложенными и практически
используемыми аналогичными устройствами. Лишь после изобретения они вынуждены при
патентовании сравнивать продукт своего творчества с существующими аналогичными устройствами, т.
е. удостоверяться в том, что они не изобрели уже известное. Такой подход не беспочвенен, а вытекает
из практической невозможности легко и быстро воспринять все формы объектов, которые новатор
стремится усовершенствовать.
Сторонники второй концепции считают, что к новому следует идти через уч¸т всего известного.
Их лозунгом является: нельзя изобретать без знания всех существующих форм объекта, без знания
закономерностей, тенденций их развития. Однако для реализации этого пути пока нет адекватных
возможностей. Ознакомление с наличными формами объектов требует громадного труда, не
гарантирующего познания всего существующего и тем более закономерностей его развития. Этот
подход существует пока при поиске новых химических элементов на основе таблицы Д. Менделеева и
животных на основе их систематики. Именно так должно быть во всех сферах поиска.
Другое различие подходов к творчеству вытекает из противоборства стереотипного и
нестереотипного поиска новых решений. В первом случае надеются на методы поиска, а в другом
случае их отвергают в качестве шаблонов и стремятся решить проблему интуитивным озарением. В
последнем случае стереотипы признают в качестве основы дальнейшего познания известного, а
интуиция - творения нового.
Антишаблонный подход в мышлении принял столь существенное значение, что диалектически из
положительного стал отрицательным явлением. Критика шаблонности не отвергает того, что все формы
отображения имеют стереотипный характер. Пагубна не сама стереотипность, а дефект в е¸
использовании, когда вместо одних применяют другие, не могут овладеть известными стереотипами,
которые только и решают проблемы, а порой даже не знают об их существовании и их возможностях.
Более того, человек не знает роли стереотипного не только в объяснении существующих форм
методологии, но и роль стереотипного для преодоления догматических недостатков существующих
стереотипов.
Алгоритмизированные формы отражения призваны, прежде всего, объяснять мир. Упорядочивая
свойства объектов, алгоритмы мышления облегчают познание мира, служат выявлению
закономерностей развития объектов, тенденций их развития и т. д. В целом будущее за развитием
алгоритмов, стереотипных подходов к изобретательству, что не отрицает интуиции, искусства и
случайностей вообще.
Говоря об алгоритмизированном подходе к творчеству, необходимо строго оговорить следующее.
Знания самих алгоритмов творчества еще не являются достаточными для творчества. Только
профессионалы каждой отрасли могут применять алгоритмы в областях своей специализации. Чистые
методологи, т. е. владеющие только стереотипами, не способны творить в тех сферах действительности,
в которых не являются специалистами. Образно говоря, зная математику, не являешься
политэкономом и физиком, которые невозможны без математики. Сказанное не отрицает случайных
возможностей изобретательства, не детерминированных интеллектом и эрудицией.
Плодотворнее творить на основе познания существующих объектов, закономерностей их
развития и, исходя из этого, вс¸ более строгого хода мысли. Целенаправленность творческого поиска
|