Творчество возможно на основе определенного уровня развития способностей индивидов. Но эти
задатки (способности) не обязательно «срабатывают» стихийно, не ведут сами по себе к процессу
творчества.
Творчество
-------------------+-------------------¬
инстинктивное
интуитивное
интеллектуальное
(озарение) (на основе
методов)
---------------+---------------¬
частнонаучных
общенаучных
всеобщих
Объектом сознательного обучения могут быть только интеллектуальные при¸мы творчества. При
этом легче изучить частнонаучные, специфические при¸мы. В каждой науке их может быть много [167].
Имеются и общенаучные методы, например, технического творчества (ТРИЗ, ФСА и др.). Особое
значение имеют всеобщие методы.
Развитие творческих способностей пока происходит в целом стихийно. Творчеству (специально)
мало обучают. В то же время уже имеется длительная практика экспериментального обучения
творчеству. Создание системы обучения творчеству предполагает творение многих новых условий
просвещения, прежде всего обучения, подрастающих поколений людей.
Одним из важнейших факторов обучения творчеству всех людей следует признать обучение
людей мышлению, т.е. умению применять при¸мы действия с мыслями. Иными словами надо развить
интеллект людей так, чтобы они могли легко пользоваться им как средством творчества. На этой основе
легче научить особенностям творчества в различных отраслях, в том числе техническому творчеству.
Необходимо также увеличить значение методов творчества для развития самого творчества.
Созидание методов творчества - самая трудная форма творчества. Методы, т. е. определ¸нным
образом упорядоченные при¸мы действий, могут
стать основой привлечения многих к творчеству.
Разработка теории творчества должна
базироваться на изучении и обобщении «хода мысли»
гениев, корифеев. Выяснение хода мысли позволяет
осознать их элементы и таким образом преподавать их
человеку, чтобы он смог их повторять и компоновать
из них продуктивные мыслительные процедуры, ведущие к творчеству нового. Известные знания о
творчестве пока составляют малую долю возможного и необходимого для превращения творчества в
норму жизни людей.
Творчество не сводится к отказу от стереотипной методологии, как это утверждают некоторые
исследователи. Не отрицая значения интуиции и е¸ высшего проявления в искусстве, необходимо вс¸
более обращать внимание на то, что может быть познано и чему можно обучать людей в качестве
сознательных, прямых методов творчества.
Создание нового
-------------------+-------------------¬
достереотипное
стереотипное
самих стереотипов
О достереотипном создании нового мало что можно сказать. Сами творцы не осознают
процессов своего творения, кроме отдельных его элементов, часто внешних и второстепенных.
Стереотипное сознание нового широко распространено и о н¸м можно многое сказать на основе
исследований изобретательства. Создание стереотипов (методов) творчества - самое сложное и менее
познанное явление.
В творчестве 99% рутинной работы и 1% творения, неконтролируемого сознанием. В творчестве
главная задача состоит в том, чтобы рационализировать рутинную часть дела.
Найти Рутина
----+---¬ ------+------¬
п
осознать возбужденность п
увлеченность
-----+-----¬
------+----¬ --------+------¬
п
сформулировать озарение п
созревание п
вдохновенность
------+----¬ ------+-----¬
творчество
---------------+-----
--------¬
способности
процесс
продукт
Творчество (создание)
--------------+---------
-----¬
изделий
идей
методов
творчества
|