Каждая форма отражения мира представляет единство отражения существующего (рутины) и
опережающего отражения будущего. Их элементами являются и возможности поиска нового, ведущего к
появлению творчества у более высоких форм отражения мира людьми. Создание нового существует на
всех развитых уровнях форм отражения мира людьми и чем выше форма отражения мира, тем более она
позволяет не только отражать мир, но и творить его.
Следует различать возможности создания нового, которые вытекают из каждой формы отражения
мира, и возрастающий потенциал создания нового при увеличении форм отражения мира.
Исследователи должны показать аналитические возможности создания нового на основе каждой
формы отражения мира. Гипотезой для такого специального исследования может быть следующая
модель.
Воображение
(дерзание)
--------+-----¬
фантазия п
выдумка
--------+------¬ --------+------¬
п
творчество п
созидание
--------+------¬
новаторство п
искусство
--------+------¬
п
рационализаторство
--------+------¬
теоретика п
изобретательство на уровне:
--------+------¬
п
проектанта
--------+------¬
п
конструктора
По мере развития форм отражения мира растет потенциал поиска нового. Высшая форма
такого поиска становится творчеством, а потом искусством, т. е. неповторимым, уникальным, не
воспроизводимым творчеством, создающим шедевры.
Не следует недооценивать значение архаических при¸мов создания нового, которые можно
обозначить дерзанием, выдумкой и т. п. Они были основой общественного прогресса ранее и сегодня
служат ему в той или иной мере. На их основе возникли более развитые формы созидания нового. По-
разному можно объяснять их общее и специфику. Например, спецификой созидания можно считать то,
что с помощью известного опыта и средств создают нечто новое на основе специального стремления к
нему. Еще более развито творчество, представляющее ряд ступеней: сомнение - противоречие - поиск -
гипотеза - новация. Новатором может быть человек, который переносит созданное другими новшество в
свою деятельность. Рационализаторство представляет более развитую форму создания работниками,
проектантами конструкторами нового.
Дарование
талантливость
гениальность
корифеи
Объектами творчества чаще всего являются производство, техника, наука, искусство.
Первоначально объектом творчества было производство и состояло оно в том, чтобы сделать его более
рациональным и продуктивным. Затем оказалось, что для достижения этого необходимо найти новые
технические решения и повысить техническую вооруженность труда. Определяющим же фактором
последующего оказалось научное творчество.
Творчество
-----------------+-----------------¬
производственное
техническое
научное
Каждый из этих объектов представляет в свою очередь множество, совокупность, комплекс,
систему более конкретных форм творчества.
Производственное творчество предполагает
развитие всех факторов производства, не только
техники, но и технологии организации и т. п.
Для познания творчества необходимо
выделять в н¸м следующие аспекты:
роль творчества в труде
-----------------+--------
---------¬
исполнителя
инженера
исследователя
творчество
--------+------¬
случайное
сознательное
--------+------¬
индивидуальное
коллективное
|