При трактовке творческого диалектического мышления необходимо осознать сущность
творчества, понять самое фундаментальное свойство всех объектов - развитие и его проявление в
диалектическом мышлении. На этой основе надо осознать законы диалектики как наиболее общие
законы развития природы, общества и мышления.
3. 1. Творчество
... Недостаточно только иметь хороший ум, но
главное - это хорошо применять его.
Р. Декарт [43,Т.1,с.251].
Философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его.
К. Маркс [102,Т.3,с.4]
... Умение творить будущее ...
В.И. Ленин [88,Т.14,с.379].
Развитие форм жизни привело к возникновению общества. Двумя основными формами
деятельности людей являются репродукция (вторение) и творчество (творение). Репродуктивное
вторение представляет создание известного известными методами. Творение представляет создание
ранее неизвестного, продуктивного нового на основе неизвестных методов. Искусство есть высшая
форма творчества.
На первых порах общественного развития основой человеческой культуры была репродуктивная
деятельность. В последующем вс¸ большее значение приобретало творчество, а сейчас оно стало
главным условием жизни.
Отношение к творчеству
-------------------+-------------------¬
борьба с
сочетание вторения
творчество во
творчеством и творения что бы то ни стало
На первом этапе общественного развития господствовала борьба с творчеством. На основе
рыночных отношений стало сочетаться вторение и творение. В настоящее время творение приобрело
еще большее значение. Возникает опасность направления творчества против общественного прогресса.
Творчество есть проявление духовного потенциала общества. Оно динамично и может
обеспечить быстрый прогресс общества. Поэтому появление общественного идеала невозможно без
творчества. «Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности» [88,Т.35,с.57].
Общественный прогресс предполагает возрастание творчества как
основы сознательного совершенствования общества. «... Мир не
удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить
его» [88,Т.29,с.195]. «Сознание человека не только отражает
объективный мир, но и творит его» [88,Т.29,с.194].
Возрастание творческого элемента общественной жизни привело
в XX веке к настоящему буму, став одной из характерных е¸ черт. В
конечном счете вопрос стоит так: тот, кто больше творит, быстрее изобретает и внедряет в практику, тот
выживает. В условиях господства рыночных отношений в мировом хозяйстве действует принцип «твори
или умирай». Создание для творчества благоприятных условий - самый мощный фактор общественного
прогресса.
Творчество имеет важное значение не только для общества в целом, для отдельных стран, но и
для индивидов. Развитие творческих способностей людей стало актуальной задачей. Решение этой
проблемы возможно только на основе конкретного объяснения того, что такое творчество и какую роль
играет в н¸м диалектическое мышление. Для этого необходимо, прежде всего, создать теорию
творчества и систему прикладных наук обо всех основных формах творчества с тем, чтобы максимально
развивать творческие способности людей. Пока нет общепринятой теории и методологии творчества, но
имеется много подходов к нему. Задача состоит в том, чтобы осознать эти подходы, выявить их
достижения и недостатки, общее и особенное, и тем самым итеративно вести дело к их интеграции, не
боясь отбросить не оправдавшиеся идеи и воспользоваться парадоксальными идеями.
творчество
---------------+----
-----------¬
одиночек
многих
народа
|