Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 258 
Next page End  

Переход «вторение - творение» предполагает использование более фундаментальных свойств
объекта и понимание их значения для развития объекта. В таком случае    уменьшается жесткость
рекомендаций, методологичность и возрастает эвристичность познания. Диалектический метод
представляет довольно ж¸сткий набор при¸мов познания. Диалектическая логика представляет более
содержательное и менее определ¸нное указание процедуры такого понимания  объектов. Творческая
диалектика - фактически эвристический, а не методологический при¸м: да¸т общие свойства объектов в
качестве руководящего принципа познания. 
Высшая форма творчества - искусство. Оно представляет собой не просто создание нового, а
создание нового на основе неизведанных при¸мов таким образом, что его продукция оказывается
неповторимой. И.Н. Крамской не сумел повторить свой    эскиз лица Некрасова, а поэтому просто
вклеил его в картину. 
                                  
                                    3. 2. Развитие
«... Только в движении обнаруживаются
свойства тел ...»
Ф. Энгельс [102,Т.20,с.563]
«Развитие есть всем знакомое представление; но в том-то и состоит характерная черта
философии, что она исследует то, что обыкновенно считается известным. То, что мы употребляем не
задумываясь, чем мы пользуемся в повседневной жизни, является как раз неизвестным, если мы не
обладаем философским обоснованием. Дальнейшее более точное и строгое уяснение этих понятий есть
задача науки логики» [34,с.26]. Современная практика подтвердила оценку Гегелем понятия «развитие».
Необходимо диалектически ответить на вопрос «что такое развитие?». От ответа на этот вопрос зависит
ответ на вопрос «что такое диалектика?».
В современных работах широко обсуждают сущность понятия «развитие». В целом его
достаточно четко объясняют. Обычно различают движение, развитие, прогресс, состояние. Следует
преодолеть трактовку понятия «движение» в качестве атрибута материи и перейти к названию
атрибутом материи "изменения" и даже «состояния». 
Энгельс показал устаревание понятия «движение», как отражающего механическое
перемещение, для обозначения других форм состояния объектов, особенно в связи с развитием химии
[102,Т.20,с.563]. Переход традиции от дохимического века «сильно затрудняет ясное понимание
процессов» [там же]. В действительности имеются многообразные явления: прогресс, регресс,
круговорот и т. п. Энгельс разработал систематику форм состояний [102,Т.20,с.563-564].
Механический материализм сделал упор на «движение», сведя его к перемещению. В
противоположность этому Маркс, Энгельс, Ленин рассматривали понятие "изменение".  Так произошел
отрыв   понятия от его имени.
Состояние объектов  - исходное для понимания «развитие». Состояние объектов является их
фундаментальным свойством (атрибутом).  Обращая внимание на состояние, необходимо иметь в виду
не объекты, а происходящие с ними процессы. Реальный объект претерпевает одновременно несколько
таких процессов, например, происходят циклические переходы или круговороты на фоне развития
объекта. Развитие объекта не исключает других форм его состояния.
Объект находится в определ¸нном состоянии, а поэтому при его познании необходимо учитывать
особенности его состояния в момент познания. Для   понимания состояний объектов вообще
необходимо изучить конкретные проявления - формы состояний объектов. Для этого необходимо
построить диалектическую модель форм состояний объектов. В настоящее время это вряд ли возможно,
а поэтому обратим внимание на главные формы состояний объектов.
состояние
стихия
ситуация
событие
Состояние любого объекта есть единство,  нераздельность тождества и различия [102,Т.38,с.176].
Ситуация есть сложившееся состояние объекта характеризующееся многофакторностью. Событие -
ситуация во времени или стереотипная ситуация, определ¸нным образом развивающаяся во времени.
Покой
- чистая, простая форма состояний. Такое состояние называют по-разному - кондиция
(товаров), ситуация (жизни), конъюнктура (экономика) и т. п. В таком случае рассматривают конкретные
формы чистых состояний без указания того, находятся ли они в покое или изменяются. 
Покой есть установившееся, стабильное состояние объектов. Возможно его следует считать
гипотетической и относительной формой состояний - временной, преходящей формой состояний
Hosted by uCoz