(скажем метеорита, неизменного миллионы лет), то вряд ли он пойм¸т это только потому, что в данном
конкретном случае первый закон диалектики надо обозначать иначе.
В названии первого закона диалектики используют множество терминов: противоречие,
противоположность, противоборство, противопоставление, полярности, поляризация, противодействие,
раздвоение единого и т. п. Обычно молчаливо предполагают тождественность этих понятий -
синонимичность этих терминов. Но если вс¸ это синонимы, то почему и зачем их так много?
Синонимия затрудняет объяснение первого закона диалектики. Более того, эти термины оказываются
синонимами только потому, что не удалось обособить обозначаемые ими понятия, увидеть те атрибуты
развития, которые ими обозначены.
Любой объективный процесс позна¸тся. Задача состоит в том, чтобы в основу познания объекта
положить его развитие. Движение объекта и движение субъективных образов объекта представляют два
процесса. В движении понятий проявляется движение объективного мира. Исходя из движения понятий
надо увидеть движение объективного мира. Для более плодотворного характера познания
необходимо повысить рациональность самих понятий таким образом, чтобы легко было видеть
движение объектов и причины этого движения, изменения, состояния.
Если рассматривать анатомию противоречивости на основе диалектического мышления, то
следует выделить такие «снятые» в противоречии свойства:
состояние
сложность
составность
двоякость (раздвоенность)
различность
противоположность
противодействия
противоречивость.
Это - «анатомия противоречия», отраж¸нная на основе его становления. Исходя из нее, надо
обозначать соответственно первый закон диалектики таким образом, чтобы он указывал данное
свойство любого развивающегося объекта. Анатомию противоречия можно увидеть из следующего
положения Маркса в отношении товара: «... Это двоякое неодинаковое существование должно развиться
дальше в различие, различие - в противоположность и в противоречие» [102,Т.46,Ч.1,с.89].
двоякость
различие
противоположность
противоречие
Состояние - атрибут любой субстанции, в том числе вымышленной. Его можно понять только на
основе философской онтологии, т. е. самого общего объяснения всего существующего.
Сложность объекта познания означает его составность [8,Т.3,с.20]. Даже самый простой объект
является единством различных элементов. Это свойство объектов является коренной причиной, ведущей
к выходу объекта из одного состояния и переходов его в другое состояние. Это свойство объекта
присуще и покоящимся формам объекта и изменяющимся и развивающимся объектам. Оно
универсально, наиболее широко распространено. Это общий закон для любого состояния, не только для
развивающихся объектов. Для развивающихся же состояний объектов, это их свойство является
фундаментальным, «абстрактным», исходным и лежит в основе всех других, порождает их. По этой
причине необходимо сначала объяснить это свойство любого объекта, а потом другие его свойства.
Двуначалие [37,Т.1,с.398], двусоставность, раздвоенность единого [88,Т.29,с.316], крайности
[102,Т.1,с.321], антиподы, оппоненты и т. п. - более конкретное проявление сложности. Имеются и
другие обозначения этого или близкого свойства объектов: двойственность [102,Т.4,с.144],
двусторонность [102,Т.20,с.404] и др. Этими терминами конкретизируется понимание сложности,
составности объектов. Объекты состоят из элементов. Эти элементы не только различны, но и взаимно
дополняют друг друга и объект не может существовать вне каждого из них. «Раздвоение единого и
познание противоречивых частей его ... есть суть ... диалектики» [88,Т.29,с.316]. «Все процессы
природы двусторонни: они основываются на отношении между, по крайней мере, двумя действующими
частями, на действии и противодействии» [102,Т.20,с.404]. Ф. Энгельс прямо определял этот процесс:
«Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи, - это взаимная связь
отдельных движений отдельных тел между собой, их обусловленность друг другом» [102,Т.20,с..544].
«Различие внутри единства» [102,Т.12,с.725] является причиной развития каждого объекта.
Поэтому первый закон диалектики можно обозначать и названными терминами - раздвоенность
объектов, двойственность, двусторонность, двусоставность и т. д. Раздвоенность единого целого и
различие его элементов представляет общее свойство всех состояний и поэтому является их родовым
свойством. Конкретно же оно проявляется и, соответственно, обозначается различно.
Гармоничность раздвоенного единого целого возможна только в том случае, если внутри объекта
имеются не только центробежные, но и центростремительные силы, не только противодействие, но и
взаимодействие. Одновременность двух разных типов действия, которые дополняют друг друга,
обеспечивая одно «гармоническое целое» [102,Т.20,с.360; 48,с.80].
|