Состояние любого объекта есть единство, «нераздельность тождества и различия»
[102,Т.38,с.176] как противоположностей.
«Тождество противоположностей ... есть признание ... противоречивых, взаимоисключающих
противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)»
[88,Т.29,с.316-317].
«Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно,
преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно
развитие, движение» [88,Т.29,с.317].
Энгельс использовал много слов для того, чтобы отразить действие первого закона в развитии
семьи: «... двойственно, двулико, внутренне раздвоено, противоречиво...» [102,Т.21,с.69].
«Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие
представлений, до существенного различия, до противоположности» [88,Т.29,с.128].
«Север и юг - противоположные определения одной, и той же сущности, различия одной
сущности на высшей, ступени, е¸ развития. Они представляют собой дифференцированную сущность»
[102,Т.1,с.321].
В.И. Ленин так формулировал первый закон диалектики: тождество - различие
(противоположность) - противоречие [88,Т.29,с.120].
Раздвоенность объективного мира осознается обществом постепенно: ид¸т развитие глубины
осознания этого аспекта любого объекта. Можно выделить следующие основные уровни осознания
раздвоенности. Исходной формой осознания раздвоенности объектов были некоторые их формы,
например, «раздвоенность копыта в качестве религиозного символа проявления двойственности
бытия» [42,с.232, примечание на стр. 515]. Такие частные проявления раздвоенности бытия сохраняют
значение до настоящего времени. Более сложной формой осознания стали антонимы. Еще более
развитой формой можно считать парные категории философии. Парность последних не исключает
ошибок в их трактовке.
раздвоенность объекта
-------------------+-------------------¬
полярности
противоположности
противоречия
вещественного идеального
Полярности (крайности) можно считать исходной конкретной формой раздвоенности любого
объекта. Может быть уже имеются основания говорить о том, что природа света нуждается в более
конкретной и простой форме раздвоенности. В таком случае свойство раздвоенности можно считать не
абстрактным, а одновременно и конкретным проявлением более простого вида, чем полярности. Может
быть «пустота» предложит явление для большей фундаментальности трактовки первого закона
диалектики. Но этот вопрос оста¸тся открытым и ясно, что если нечто существует, то оно сложно,
составно, раздвоено. Поэтому ид¸т ли речь о внутриядерных и т. п. формах объекта, вс¸ это касается и
их, но, как конкретно проявляется, это должны исследовать специалисты соответствующих наук.
Понятие «полярности» известно с прошлого века. Оно возникло на основе таких явлений как
магнетизм, электрические заряды. Это понятие используют не только при объяснении естественных, но
и общественных явлений. Например, при объяснении стоимости, Маркс, Энгельс говорили о
полярности, полюсах выражения стоимости [102,Т.23,с.57-58 и др.]. Именно в раздвоенности объекта
следует видеть причину изменений любого объекта и именно она выступает простейшим, конкретным
проявлением первого закона диалектики. Полярность проявляется в чистом виде в различных формах
полей и одновременно является фундаментальным свойством всех более сложных форм действия
первого закона диалектики, в том числе социальных, экономических, интеллектуальных.
Полярность проявляется также в противоположности свойств вещественных частиц. В таком
случае появляется «полярная противоположность притяжения и отталкивания» [102,Т.20,с.393], что и
представляет движущую силу изменений этих форм объекта. На этом уровне объяснения первый закон
диалектики проявляется как закон «единства противоположностей» [88,Т.29,с.317]. Именно к такой его
трактовке чаще всего сводили классики объяснение первого закона диалектики. Любая
противоположность является «полярной противоположностью» [102,Т.37,с.420; 102,Т.20,с.14].
Энгельс в наброске общего плана «Диалектики природы» называл законы диалектики -
«взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они
доведены до крайности ...» [102,Т.20,с.343], а в очерке «Диалектика» данной работы называл - «закон
взаимного проникновения противоположностей» [102,Т.20,с.384].
|