Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 258 
Next page End  

возникновении и исчезновении, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении»
[102,Т.20,с.354].
«Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных
ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием  другой»
[102,Т.4,с.296]. И далее: «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих
прежних форм существования» [102,Т.4,с.297].
«Все происходящее проходит» (Древний Египет)
Понимание изменчивости объекта ввиду отмирания исходных форм вытекает из многих
положений философов. Подобные положения чаще всего, вероятно, высказывали для утверждения
изменчивости в противоположность неизменности. Еще Гераклит отмечал: «Вс¸ течет, вс¸ изменяется».
Этот принцип  признан сегодня повсеместно. И он предполагает отмирание исходного. Исследователи 
при отрицании обращают внимание на будущее, т. е. куда  ид¸т изменение, что в высшей стадии
развития объекта имеет место повторение свойств низшей формы объекта. Такой подход можно считать
упрощенным и односторонним. Следует преодолеть односторонний подход к развитию и обращать
внимание не только на   новое, но и на старое, не только на преемственность, но и на сохраняемость
исходных форм объекта.
Ранее вопрос о сохранении исходных форм бытия решался дихотомично: да - нет. Любое из них
ошибочно: многое отмирает сразу, но не все. Надо преодолеть дихотомичный подход к этому вопросу и
более конкретно отражать процессы. В некоторых из них исходное сохраняется, а в  других нет.
«Когда новое только что родилось, старое всегда  оста¸тся, в течение некоторого времени,
сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни» [88,Т.39,с.20]. Здесь  Ленин
исходил из сохранения исходной формы бытия.
В литературе приведено много фактов и мыслей, отражающих так или иначе сохранение
исходных форм в развитии. Например, Герцен писал: «Побежд¸нное и старое не тотчас сходит в могилу
...» [37,Т.1,с.320].
О том, что развитие не обязательно предполагает уничтожение исходных, а базируется на
сохранении основных исходных форм можно судить, в частности, на основе следующего положения
В.И. Ленина: «Финансовый капитализм не устраняет низших (менее развитых, отсталых) форм
капитализма, а растет из них, над ними ...» [88,Т.28,с.171]. Маркс указывал на сохраняемость
инструментов в неизменном состоянии [102,Т.23,с.497].
«Простейшие абстракции» [102,Т.12,с.731]  выражают древнейшие формы объекта,
сохраняющиеся в последующем развитии объекта в качестве пережиточных форм. Преемственность
сложных форм объекта есть основа для ретроспективного метода познания прошлого. «Анатомия
человека - ключ к анатомии обезьяны» [102,Т.12,с. 731].
Современные исследователи исходят из недопущения «дурной» (вечной) сохраняемости.
Категоричность этого суждения ошибочна. Развитие  «природа - общество - мышление» предполагает
сохранение природы в качестве вечной основы жизни. В то же время во многих формах развития нет
дурной сохраняемости, т. е. вечной. Отсутствие вечной сохраняемости исходного не означает отсутствие
всякой сохраняемости исходного в развитии. Последняя и должна стать объектом специального
исследования. Уч¸т действительной сохраняемости имеет важное значение для понимания мира и
жизни людей.
При рассмотрении изменений следует обратить внимание на то,   откуда ид¸т развитие объекта, 
что происходит с тем, что породило новое или было основой для возникновения нового, какова судьба
исходной формы объекта. Упрощ¸нная трактовка уничтожения    исходного при порождении им нового
не соответствует всем процессам развития.
В "Философской энциклопедии" отрицание трактуют как связь двух последовательных стадий.
«Суть отрицания состоит в том, что утверждение последующей стадии развития предполагает в
качестве своего условия исчезновение, разрушение предыдущей и вместе с тем сохранение, удержание
некоторых е¸ существенных элементов, составляющих. Так понимаемое отрицание называют
диалектическим, в отличие от обыденного его понимания как простого  уничтожения, отбрасывания ...»
[180,Т.4,с.186-187].
Судьба  исходного в приведенном положении мыслится однозначно - «исчезновение»,
«разрушение»,  преодоление его. Однако в развитии исходное не исчезает обычно. Необходимо помнить,
что развитием является не любое изменение, а строго определ¸нная, высшая его форма. Особенно, это
важно учесть тогда, когда речь ид¸т о прогрессе как форме развития. Развитием не является
цикличность, круговорот и, тем более, размол зерна.
Hosted by uCoz