Решение проблем мышления предполагает не только методологические, но и дидактические
исследования. Их успешность зависит от диалектизации диалектики, т. е. применения диалектики к
обработке ее собственного понимания и путей обучения ей. Воспитание мышления должно быть
главной целью обучения на всех уровнях интеллектуального становления личности. Воспитатели,
наставники, учителя должны внести свой вклад в развитие диалектического мышления подрастающего
поколения. Для этого они сами должны быть способны диалектически мыслить: «... Чего сам не
знаешь, тому и других не научишь» [126,с.149].
«... Мышление должно быть диалектическим» [88,Т.29,с.209]. Его уровни могут быть различны-
ми. Исходной формой диалектического мышления может быть восприятие его в качестве инструмента
практического действия. Более сложная форма овладения им нужна тем, кто собирается учить
диалектическому мышлению других. Самой высокой формой овладения диалектическим мышлением -
может быть такое, которое необходимо для его совершенствования. Первый уровень освоения
диалектического мышления можно назвать потребительским, второй - педагогическим, третий -
исследовательским (Прил., рис. 5).
«Потребительский» уровень мышления нужен практикам. Им достаточно позитивного
объяснения приемов мышления для того, чтобы они овладели ими с минимальными затратами труда.
На это нацелено данное пособие. Педагоги должны быть способны практически использовать м-
ышление. Кроме того, они должны знать многие основания мышления, многие факты трактовки
объектов классиками науки.
Успешность восприятия мышления зависит, прежде всего, от осознания его важности в качестве
практического средства решения стоящих задач. Одновременно имеют значение и используемые методы
обучения (Прил., рис. 6). Мышление может возникнуть стихийно на основе пассивного его перенятия
от предшествующих поколений. Такая вероятность сегодня весьма мала, а поэтому надо отбросить
такие рекомендации некоторых исследователей. Рациональнее усвоить мышление на основе проработки
диалектически написанных текстов. Именно таким образом перенимают мышление многие мыслители.
Дарвин специально указал на то, что он подражал методу написания работы геологом Лайелем. Маркс
подражал Дарвину, Смиту, Гегелю. Произведения названных и других, например, Д. Менделеева,
классиков науки являются хорошими образцами применения диалектики. Чем больше прочтено таких
работ, тем вероятнее усвоение использованного в них метода объяснения, изложения. Знание таких
фактов применения диалектического мышления содействует его восприятию. Современное обучение
базируется на принципе: обучаемых понуждают читать "первоисточники" (работы классиков науки) с
тем, чтобы они переняли их метод мышления. Необходимость этого утверждал Д. Локк: «Черпайте из
первоисточников и никогда не берите из вторых рук» [91,Т.3,с.591].
Многие произведения классиков науки являются образцами мышления. Однако «образцы
применения диалектики у Маркса» [88,Т.45,с.30], как и у других классиков науки, являются чаще всего
элементами больших специальных работ и поэтому их восприятие предполагает должное понимание их
доктрин. Только громадные затраты труда помогут развить таким образом способность мышления.
Неудивителен тот факт, что данный метод не привел к овладению диалектическим мышлением даже
профессионалов политэкономии, досконально знавших «Капитал» Маркса. Обучению
диалектическому мышлению явно не хватает разработки специальных дидактических пособий. П.
Копнин отмечал, что такое перенятие недостаточно и необходимы специальные руководства по м-
ышлению.
Наиболее рациональным методом восприятия мышления следует считать обучение ему на основе
дидактических пособий, специально написанных для этих целей. Однако современные учебники
философии недостаточны для овладения
мышлением, скорее вредят его восприятию. Минимальным
дидактическим средством для обучения мышлению может быть одно специально написанное пособие,
руководство, самоучитель. Самоучитель обычно включает все необходимое для обучения. Предлагаемая
работа может выполнить эту функцию для многих обучаемых, которые воспримут данный подход.
Такое возможно для людей с определенным настроем, совпадающим с установкой данного подхода.
Большинству же обучаемых данная работа недостаточна, а поэтому она выполнит функцию
руководства. Исходя из данной работы, необходимо изучить все названные в ней произведения. В таком
случае, данная работа определит общее направление развития способности сознательного
диалектического мышления. «Такова именно главная задача всякого руководства: дать основные
понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и поче-
му важно такое изучение» [88,Т.4,с.40]. В крайнем случае данная работа представит всего лишь
версию мышления, акцентирующую те или иные его аспекты.
|