Актуальность интеллектуального воспитания вытекает, прежде всего, из потребностей эконом-
ики. В настоящее время идеология признает экономику базой общественного прогресса. В прошлом
веке идеология дала ответы на жгучие вопросы общественной жизни, а сегодня должна быть средством
решения возникших проблем социально-экономического развития общества. Только диалектический
интеллект может быть исходным фактором для динамичного совершенствования общества в интересах
трудящихся. Все это указывает на важность исследований диалектического интеллекта и превращения
его в норму понимания реальности.
Интеллект является высшей формой отображения действительности. Он существует в различных
формах: методологии, мышлении, моделировании. Методология науки состоит из частных, общих и
всеобщих методов. Особое значение имеют такие всеобщие методы как логика, диалектика, математика.
Общество достигло хороших результатов в использовании математического мышления. Хуже обстоит
дело с развитием логического и совсем плохо - диалектического мышления людей, т.е. способности
«диалектически мыслить» [88,Т.1,с.165]. В советское время законы диалектики знали все образованные
люди со школьной скамьи, но они не были способны применять их в качестве метода мышления.
Диалектика есть «высшая форма мышления» [102,Т.20,с.19] и необходимо научиться применять ее
для диалектического обобщения или обработки объяснения объектов.
В настоящее время люди не овладевают логическим и диалектическим мышлением ввиду того,
что не решены проблемы превращения логики и диалектики в норму понимания всех объектов
реальности. Овладение «подлинно научной диалектикой» [102,Т.16,с.31] предполагает разработку
теории диалектического мышления, дидактики обучения ему и методики его применения к пониманию
всех объектов реальности. Диалектическое мышление состоит в использовании развития объектов в
качестве критерия систематики их форм. Как писал Шекспир в Гамлете, надо уметь послушно следовать
за развитием вещей.
Учение Маркса «есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке ...
Главное из этих приобретений - диалектика, т.е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и
свободном от односторонности виде...» [88,Т.23,с.43-44]. Тем самым была разрешена «тайна научной
диалектики» [102,Т.16,с.27]. Идеи Маркса, Энгельса, Ленина стали высшим развитием философской
науки [88,Т.25,с.49]. При написании «Капитала» Маркс использовал «венец философского развития»
[102,Т.21,с.273] и поэтому композиция «Капитала» стала «триумфом немецкой науки» [102,Т.31,с.154].
Осознав роль методологии в научном познании Маркс высказал замысел изложить диалектику в
доступной здравому человеческому рассудку форме [102,Т.29,с.212] после завершения экономических
работ. Однако Марксу не хватило жизни на осуществление этого замысла. Энгельс исследовал
диалектику как наше лучшее орудие труда и наше острейшее оружие [102,Т.21,с.302]. Он работал над
превращением диалектики в норму мышления. Многие его работы являются образцами диалектического
мышления.
Исходя из применения диалектики Марксом и Энгельсом при объяснении объектов
[88,Т.24,с.264], Ленин продолжил работу над диалектикой. Он поставил задачу вычленения диалектики
из «Капитала» Маркса с целью ее использования для диалектической обработки всех наук. «Цель его, -
писала Н. Крупская о Ленине, - работы по философии была овладеть методом, как превратить
философию в конкретное руководство к действию» [80,с.239]. «Вопросы диалектического подхода ко
всем событиям также особо занимали Ильича» [там же, с. 269]. Многие работы Ленина являются
образцами применения диалектики и должны быть использованы как основа для овладения
диалектическим мышлением.
Исследователи затратили много усилий на решение поставленной Марсом, Энгельсом, Лениным
проблемы диалектического мышления. Бесплодность их усилий привела к дискредитации истинного
подхода к диалектическому мышлению, к возникновению главного противоречия в современных
постановках этой проблемы: призывы применять диалектику уживаются с осуждением утверждений о
возможности ее применения как прямого, непосредственного инструмента познания во всех науках в
качестве «сознательной диалектики» [88,Т.26,с.54]. Тысячи исследователей вели поиск путей
превращения диалектики в норму понимания объектов реальности. Данная работа - один из возможных
подходов к решению проблемы. Ядро данного подхода - теория сознательного диалектического м-
ышления. Последняя позволяет обучать нормальных людей применению логики и диалектики в
качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического метода мышления,
исследования, творчества. Это пособие относительно и нуждается в совершенствовании по всем возм-
ожным направлениям.
|