Методологи (интеллектуалы) появились давно. Тем не менее, их следует считать будущей форм-
ой специалистов. Методологами становятся те, кто развивает мыслительные способности до уровня
сознательного их использования в качестве важнейшего фактора жизни.
Методологи (ххх) не столько прививают идеологическую основу действий, сколько формируют
мыслительные способности других до требующегося уровня и подсказывают методы мышления для
нахождения адекватных вариантов действия людей.
х) "Деревенская мудрость": искупаться перед посадкой лука, покататься телом по огороду
перед посадкой арбузов.
хх). Анекдот о профессоре и моряке во время шторма: без математики можно жить, а без умения
плавать не спастись во время шторма.
ххх) Аристотель учитель не тех, кто знает[42,с.32], а тех, кто мыслит.
МЕТОДЫ
ТЕОРИИ
ПРАКТИКА
(Основания) (Основы) (Деятельность)
Овладение мышлением (основанием деятельности) не может быть единовременным действием,
а представляет процесс, требующий затрат труда и условий. Этот процесс начинается на определенном
уровне индивидуального становления и предполагает первоначальное овладение действиями на основе
рекомендованных шаблонов, приемов. Затем обучаемый познает необходимость таких приемов и
лежащих в их основе свойств действительности. На высшей ступени овладения мышлением
специалисты пользуются приемами в качестве стандартов, одновременно зная об их ограниченностях,
относительности и необходимости творческого поиска адекватных приемов объяснения и действия.
Методологи - чаще всего специалисты определенных приемов мыслительных действий: м-
атематических, логических, статистических, диалектических и т. п. Они нуждаются в услугах и
мудрецов в обыденной жизни, и мыслителей в общественной практике. Математики - исторически
первые интеллектуалы. Главной проблемой становления методологов следует признать то, что
философы не превратились в методологов - специалистов по интеллекту и не обеспечивают развития
способности объяснять качество объектов так, как математики развивают способности объяснять
количество объектов.
Обучение - средство становления мыслительных способностей индивидов. Соответственно
воспринимаемой при обучении методологии возникает и уровень мышления личности. Маркс, Энгельс
и Ленин создали теорию, которая привела к наибольшему воздействию на общественный прогресс.
Поэтому следует избрать использованную ими методологию при формировании мыслительных
способностей. Тем более, что они использовали не созданную ими методологию, а достижения
предшественников, что не отрицает определенного вклада их в трактовку этой методологии.
Последователи Маркса, Энгельса, Ленина
-----------+-----------¬
по признанию
по призванию
по интеллекту
(по утверждению) (по убеждению) (по способности)
единодушцы единоверцы единомышленники
Для признания последователем достаточно было назвать себя так. С этого начинали свое
становление многие его последователи. «Одно признание марксизма еще не избавляет от ошибок»
[88,Т.41,с.26]. Оно чревато опасностями фанатизма. По мере образования происходит становление
убежденных последователей, что требует затрат больших усилий и времени. В то же время, не только
первая, но и вторая ступень становления мыслящих людей в настоящее время привела к
ортодоксальному вырождению этой доктрины. Последователи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина
остаются их единоверцами, но не стали их единомышленниками.
Полноправными их последователями никто не стал потому, что не овладел диалектическим
интеллектом и не способен применять его для понимания реальности. На этот критерий
принадлежности к марксизму указывал Энгельс. Русский литератор, А.М. Воден вспоминал: «А, кроме
того, Энгельс желал бы, чтобы русские - да и не только русские - не подбирали цитат из Маркса и его,
Энгельса, а мыслили бы так, как мыслил бы Маркс на их месте, и что только в этом смысле слово «м-
арксист» имеет право на существование» [29,Т.II,с.84]. Мышление Маркса представлено наилучшим
образом в «Капитале». В соответствии с этим марксистом по интеллекту следует считать того, кто может
объяснить объекты так, как объяснен капитализм в «Капитале» или овладел «методом Маркса»
[88,Т.18,с.347], т. е. способен понять объекты по композиции «Капитала». Наука не обеспечивает такого
воспитания людей. Другой вопрос, надо ли пользоваться именем «марксизма-ленинизма» для названия
высшей формы науки? Мое мнение - нет!
|