Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 258 
Next page End  

Общественное сознание представляет систему многих идеологий и только некоторые из них
пригожи для воспитания способности мышления (Примеч., п. 3; Прил., рис. 2). Основой для развития
способности мышления может быть только научная идеология, которая содержит в себе адекватную м-
етодологию, т. е. науку о частных, общих и всеобщих приемах мыслительных  действий (Прил., рис. 3).
Причиной возникновения такой идеологии может быть только практика. Она заставляет осознавать
недостаточность мыслительных способностей для решения стоящих задач и ориентирует на их
исследование и творчество.  До настоящего времени практика еще не стала главным детерминатором 
стремления всех людей к                 мышлению, а поэтому пока главным образом энтузиасты овладевают        
мышлением. Пока нет науки методологии, которая обеспечила бы восприятие мышления населением.
   «С  КЕМ  ПОВЕДЕШЬСЯ - ОТ  ТОГО И  НАБЕРЕШЬСЯ»
Общественные потребности были исходным фактором развития    методологии. Общественный
прогресс предполагал интеллектуализацию общественного сознания и требовал все более полного
изложения               методологии науки. Но только ХХ  век обострил эту проблему так, что его назвали
«веком  методологии» и осознали необходимость интеллектуальной революции в качестве исходной
современной НТР. Интеллектуальные потребности достигли кульминационного уровня, что требует
качественного скачка в развитии методологии с тем, чтобы обеспечить право каждого человека на 
мышление. 
В данной работе представлена гипотеза, которая может быть введением в диалектическое
мышление  -  «компендиумом диалектики» [102,Т.20,с.370], «руководством  по диалектике» [102,Т.
20,с.385]. 
Духовные лидеры общества многообразны, как и их общественная функция  (Прил., рис. 4)
            --  методологи: методы
теории
  практика              
       --+-  мыслители:   доктрины 
  деятельность
  --+--- мудрецы: действия
Мудрецы
- исходная форма духовных лидеров общества. Они  были исторически первыми
работниками  умственного труда. Ими  были  ведуны, ведьмы, волхвы, вожди, наставники и т.п. Они им-
еются и сегодня в «глубинках»  общественной жизни. Мудрецы накапливают опыт жизни и дают реком-
ендации практических действий  другим людям.
                                              ДЕЙСТВИЯ
Мудрецы способны определять наиболее рациональные варианты действий,  поведения,
поступков, труда в повседневной жизни. Они не всегда объясняют причины рекомендуемых ими
действий и необязательно дают оправдавшиеся варианты действий. Основой их рекомендаций служит
опыт жизни. Они познают практику и дают  советы практического действия (х). Мудрость - не личный, а
общественно накопленный и перенятый опыт здравого смысла в повседневной жизни. Мудрецами
становятся пожилые люди, выполняющие функции советников, вождей и т.п. По Гегелю «Сова Минервы
вылетает  вечером», имеет место «мудрость седеющей бороды».  
Не может быть оправдан нигилизм к мудрецам. Тем не менее, уже давно не они, а мыслители,
являются главными советниками общества. 
Мыслители (эрудиты) - превращенная форма мудрецов. Мыслители более специализированы.
Они перенимают опыт не стихийно, а сознательно и чаще всего на основе книжных источников -
«книжная мудрость». Их опыт не всегда касается повседневной жизни, а относится чаще всего к
наиболее сложным  объектам познания и действия. Мыслители не вытесняют, а дополняют мудрецов в
тех сферах  жизни,  которые недоступны           мудрецам. В отдельных случаях мыслители нуждаются в
личных услугах мудрецов (хх)
Мыслители имеют более важное значение для жизни общества, чем мудрецы. Они не просто
указывают более рациональные действия, а раскрывают доктрины, которые становятся руководством  к 
деятельности.
Мыслители - ученые, специалисты, которые получают свою профессию на основе образования. 
Мыслители  вырождаются в схоластиков, словоблудов, пустозвонов, ортодоксов и т.п. Причиной
их вырождения является непонимание ими теории как высшей формы доктрин, отказ от стремления к
истине в пользу стремления к собственному авторитету, становящемуся пустой амбицией. Все это
отражает ограниченность чистой формы эрудиции (как основы деятельности), не обоснованной
интеллектом.
ДОКТРИНЫ 
  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
Hosted by uCoz