Общественное сознание представляет систему многих идеологий и только некоторые из них
пригожи для воспитания способности мышления (Примеч., п. 3; Прил., рис. 2). Основой для развития
способности мышления может быть только научная идеология, которая содержит в себе адекватную м-
етодологию, т. е. науку о частных, общих и всеобщих приемах мыслительных действий (Прил., рис. 3).
Причиной возникновения такой идеологии может быть только практика. Она заставляет осознавать
недостаточность мыслительных способностей для решения стоящих задач и ориентирует на их
исследование и творчество. До настоящего времени практика еще не стала главным детерминатором
стремления всех людей к мышлению, а поэтому пока главным образом энтузиасты овладевают
мышлением. Пока нет науки методологии, которая обеспечила бы восприятие мышления населением.
«С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ - ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ»
Общественные потребности были исходным фактором развития методологии. Общественный
прогресс предполагал интеллектуализацию общественного сознания и требовал все более полного
изложения методологии науки. Но только ХХ век обострил эту проблему так, что его назвали
«веком методологии» и осознали необходимость интеллектуальной революции в качестве исходной
современной НТР. Интеллектуальные потребности достигли кульминационного уровня, что требует
качественного скачка в развитии методологии с тем, чтобы обеспечить право каждого человека на
мышление.
В данной работе представлена гипотеза, которая может быть введением в диалектическое
мышление - «компендиумом диалектики» [102,Т.20,с.370], «руководством по диалектике» [102,Т.
20,с.385].
Духовные лидеры общества многообразны, как и их общественная функция (Прил., рис. 4)
-- методологи: методы
теории
практика
--+- мыслители: доктрины
деятельность
--+--- мудрецы: действия
Мудрецы
- исходная форма духовных лидеров общества. Они были исторически первыми
работниками умственного труда. Ими были ведуны, ведьмы, волхвы, вожди, наставники и т.п. Они им-
еются и сегодня в «глубинках» общественной жизни. Мудрецы накапливают опыт жизни и дают реком-
ендации практических действий другим людям.
ДЕЙСТВИЯ
Мудрецы способны определять наиболее рациональные варианты действий, поведения,
поступков, труда в повседневной жизни. Они не всегда объясняют причины рекомендуемых ими
действий и необязательно дают оправдавшиеся варианты действий. Основой их рекомендаций служит
опыт жизни. Они познают практику и дают советы практического действия (х). Мудрость - не личный, а
общественно накопленный и перенятый опыт здравого смысла в повседневной жизни. Мудрецами
становятся пожилые люди, выполняющие функции советников, вождей и т.п. По Гегелю «Сова Минервы
вылетает вечером», имеет место «мудрость седеющей бороды».
Не может быть оправдан нигилизм к мудрецам. Тем не менее, уже давно не они, а мыслители,
являются главными советниками общества.
Мыслители (эрудиты) - превращенная форма мудрецов. Мыслители более специализированы.
Они перенимают опыт не стихийно, а сознательно и чаще всего на основе книжных источников -
«книжная мудрость». Их опыт не всегда касается повседневной жизни, а относится чаще всего к
наиболее сложным объектам познания и действия. Мыслители не вытесняют, а дополняют мудрецов в
тех сферах жизни, которые недоступны мудрецам. В отдельных случаях мыслители нуждаются в
личных услугах мудрецов (хх)
Мыслители имеют более важное значение для жизни общества, чем мудрецы. Они не просто
указывают более рациональные действия, а раскрывают доктрины, которые становятся руководством к
деятельности.
Мыслители - ученые, специалисты, которые получают свою профессию на основе образования.
Мыслители вырождаются в схоластиков, словоблудов, пустозвонов, ортодоксов и т.п. Причиной
их вырождения является непонимание ими теории как высшей формы доктрин, отказ от стремления к
истине в пользу стремления к собственному авторитету, становящемуся пустой амбицией. Все это
отражает ограниченность чистой формы эрудиции (как основы деятельности), не обоснованной
интеллектом.
ДОКТРИНЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|