Такое соотнесение форм объекта можно проиллюстрировать на основе рассмотренного ранее
примера (слово «просто» обозначаем первой буквой «п»)
Говоря «пюре» подразумеваем тот факт, что оно приготовлено
из картофеля. Из обозначения «пюре» не видно картофельной сути
данного блюда. Поскольку пюре является превращенной формой
картофеля, то оно имеет собственное обозначение, скрывающее
картофельную сущность данного продукта питания. Это имеет место и
с трактовкой котлеты. Первоначально надо эмпирически представлять
объект из жизни. Для сложных объектов этого недостаточно и
возникает вопрос «что это?». Для ответа на него необходимо найти
исторически ранее возникшие формы таких же объектов и на их основе показать становление данной
формы объекта, выясняя фундаментальные, родовые и специфические (сущностные) свойства объекта.
Диалектическое мышление предполагает познание родственных форм объекта. Простейшая форма
объекта является «исходной» или «клеточкой», началом. Ее надо показать в первую очередь, а затем
объяснить ее превращение путем выяснения приращения ее свойств. Все это позволяет диалектически
координировать и субординировать формы объекта, т.е. системно объяснять всеобщие, общие и
специфические свойства изучаемой формы объекта. Фрагментарная диалектическая модель может в
разной мере отразить развитие объекта. Наиболее полно развитие объекта отражает фундаментальная
фрагментарная модель. К ней можно прийти на основе более сложных форм диалектического метода м-
ышления. В начале же познания объекта мала вероятность угадывания достаточно репрезентативно
отражающей развитие объекта фрагментарной модели. Поэтому необходимо разработать
гипотетическую фрагментарную модель объекта и потом постепенно ее совершенствовать по мере
углубления познания объекта.
1.2.1.2. Комплексное диалектическое мышление
Фрагментарная диалектическая модель показывает объект в самом общем виде. Ограниченность
такого понимания объекта состоит, во-первых, в рассмотрении только трех форм объекта и,
соответственно, трех форм его свойств и, во-вторых, в рассмотрении обычно только генетически
предшествующих форм объекта. Более сложное диалектическое понимание форм объекта преодолевает
ограниченности фрагментарного диалектического анализа. Проиллюстрируем комплексную форму
стереотипного диалектического мышления на основе диалектической обработки традиционно
написанного текста.
Что такое конверт?
Исследователи достаточно полно изучили формы конвертов. Диалектическая обработка таких
текстов не составляет особых трудностей. Возьмем в качестве примера статью М. Шпагина «История
конверта» [191,с.122]. Диалектическая обработка представлений о конверте позволяет более
рационально его объяснить. Конечно, специалисты это сделали бы более полно и системно. Выявление
сущности конвертов предполагает соотнесение трех форм сообщений: открытым листом бумаги,
свернутым листом бумаги, письмо в конверте. Конверт - элемент развитых форм сообщений. В статье
идет речь о трех главных формах конвертов: обычные, с
подкладкой, или иным способом затрудняющие
выяснение содержания письма без его вскрытия, и
конверты с «окном» с тем, чтобы не писать дважды
адресата на документе и на конверте.
Эту модель конвертов необходимо интегрировать с
более общей моделью сообщений. В результате получим
модель (слово «просто» пишем буквой «п»).
сообщения на открытых листках
----+-----¬
п
свернутые сообщения
------+----¬
обычных п
сообщения в конвертах
------+------¬
п
затрудняющих
-----+----¬
картошка
----+--¬
п
пюре
---+---¬
п
котлета
конверты
------+--
----¬
обычные
затрудняющие
чтение
посторонними
------+------¬
просто
«с
окном»
|