Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 258 
Next page End  

а также многообразные  «технологии»:   «круги бесед» [82,с.182],   кто кому   поручает говорить и т.п.
  
Кстати, отметим и превращение пиров в симпозиумы. По гречески такой пир называется «симпо-
зиумом». Сейчас это форма обсуждений исследователями научных проблем. Мне пришлось участвовать
во многих таких мероприятиях. Они полезны, но чаще всего оставляли у меня чувство неудовлетворен-
ности, причин чего тогда я не знал. Сегодня это очевидно для меня: симпозиумы часто превращались в
«круглые столы», на которых господствовал монополизм невежд: «я начальник, ты дурак». Если не
учесть такой их природы, то не понять главной трагедии ХХ века.      
1.2.3.8. Пирология
«Пир» Платона - известное с древности произведение. Ему почти сразу же стали подражать.
Главными из них можно считать таким образом названные произведения Ксенофонта, Лукиана и Плу-
тарха. Их знание также весьма важно для понимания «Пира» Платона. Конечно, не следует ограничива-
ться только данным значением пирологии. Она ведь весьма важна для нахождения плодотворной формы
симпозиумов, как важнейшей формы обмена мнениями исследователями.      
Для Сократа и Платона главным было понимание сущности всех, даже повседневных, «мелоч-
ных» (как часто упрекали Сократа) объектов или ответов на вопрос к ним «что это?». И большинство их
диалогов являются частными случаями решения этой проблемы - поиска ответа на вопрос. При этом,
как отмечали комментаторы, диалоги обычно оставляют вопрос открытым, т. е. не дают в полной мере
ответа на вопрос. Диалоговая форма исследований позволяет объединить менталитет людей при реше-
нии проблем. Так происходило развитие познания объектов. Во многих диалогах прямо утверждалась
важность диалектики при исследовании, показаны те или иные ее приемы. Особое значение имеют те
диалоги, которые сами построены диалектично, имеют диалектическую структуру, композицию. К та-
ким диалогам можно отнести «Федр», «Пир», написанные Платоном примерно в одно время. Каждый из
них имеет преимущества по сравнению с другими.      
Сравнительная оценка произведений о пирах названных авторов весьма важна. «Пиры» Плутарха
и Ксенофонта свидетельствуют о додиалектической форме диалога. «Пир» Платона показывает возмож-
ность триумфа диалектической философии. Блестящее же произведение Лукиана свидетельствует о том,
что происходит с философией, когда «философами» называют себя те, кто не способен мыслить, т. е.,
например, строить сориты любых понятий: в таком случае пир становится попойкой, хотя и не обязате-
льно достигает крайностей лукианова пира.      
Любой текст древних авторов требует бережного отношения по разным причинам. Каждый из
них многоаспектен, а поэтому возможны и разные их комментарии. В то же время необоснованно упус-
кать главное значение каждого произведения. В чем же состоит значение «Пира» Платона? Для разных
авторов оно различно. Моя трактовка также отличается от них. Главное отличие моего видения этого
произведения можно выразить так. Многие комментаторы, например, А.Ф. Лосев, называют это произ-
ведение художественной прозой. Особенно это следует подчеркнуть в тех случаях, когда его объектом
считают любовь. Тогда это художественное, а не философское произведение. По моему мнению, это фи-
лософское произведение. Что же делает его таким?      
А.Ф. Лосев в комментариях к трехтомнику произведений Платона писал: «... Платон своим «Пи-
ром» сделал значительный вклад в историю логики, в этом не может быть никакого сомнения». В чем же
состоит это значение «Пира»? К сожалению, противоречивость оценки данного произведения А.Ф. Ло-
севым (художественное или логическое произведение) не легко преодолеть.      
Возможно, я не увидел бы сокровенный смысл «Пира» Платона, если бы до его чтения не сталки-
вался с некоторыми дидактическими ситуациями, в которых менялись цели и средства действий. Разра-
батывая интеллектику, технологию интеллектуального труда пришлось подбирать некоторые общеизве-
стные объекты в качестве средства для иллюстрации (демонстрации) того, как надо мыслить. Я «равнял-
ся» на способ обучения математиками счету: они придумали счетные палочки в качестве средства разви-
тия мыслительной способности детей. Какие же «счетные палочки» нужны для обучения диалектиче-
ским мыслительным действиям? Подобранные мной, может, неудачны. Но здесь важно то, что не они
меня интересовали, а диалектика идей — приемы мышления, которые иллюстрировались с их помощью.
Часто это вело к недоразумениям: людей не интересовали повседневные, в том числе «кухонные», объ-
екты, но они не понимали того, что важны не сами объекты, а демонстрируемое с их помощью умение
самостоятельно мыслить. Аналогично следует оценивать и произведение Платона «Пир», строго разли-
чая прямую и сокровенную (действительную) его значимость.                               1.2.3.9. ЛЕГЕНДА
ИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
Hosted by uCoz