Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 258 
Next page End  

усмотрение ее свойств» [3,с. 441]. В то же время очень важно осознать как это происходит: сущность
можно понять только посредством свойств, но понимание сущности лежит в основе овладения свойства-
ми объекта. 
                  
-
<-------------------------¬ 
                  
¦
сущ
ность <-----> свойства
¦
                   L ------------------------->
-
Давая содержательное повествование об основных 7 свойствах любви, как позитивных ее при-
знаках (особенно мудрости), Агафон тем самым создает основу для понимания дел Эрота.      
                                          ¹
    что такое Эрот
  каковы его свойства
каковы его дела
                                                                                                     2 
Агафон сводит ответ к анализу свойств рассматриваемого объекта. Это величайшее достижение
рационального понимания действительности. Анализ состоит в обособлении свойств, осмыслении их.
В
то же время не любой анализ свойств оказывается достаточным для истинного ответа на вопрос. Это
хорошо иллюстрирует последующая речь Сократа, исходящая из этих свойств любви по Агафону. Тем
самым сформулированное Сократом предостережение весьма существенно. Однако его нельзя
рассматривать как отрицание анализа свойств объекта при его понимании. Проблема состоит в ином: в
нахождении адекватного порядка их рассмотрения. Последнее показывает Сократ в своей речи.      
СОКРАТ отталкивается от объяснения свойств Эрота Агафоном не для того, чтобы просто их от-
бросить, хотя первое впечатление сводится к утверждению им обратности всех свойств Эрота по сравне-
нию с тем, что говорил его предшественник. Он оценивает речь своего предшественника, как «блестя-
щую». Сократ показывает недостаточность дихотомных ответов типа ДА
НЕТ и указывает на необхо-
димость посредников между крайностями (триадности). Это величайшая идея, которая много раз затем
в истории была дискредитирована и не стала нормой общественного сознания. 
               Невежество
верное представление
понимание
Сократ содержательно развивает  свой подход, который в полной мере возможно был понятен то-
лько его современникам. При этом, как написано в Протагоре, для Сократа важно — исследование во-
проса [Протагор, 333с], его речь в «Пире» — образец его исследования, олицетворение его философии
[102,Т.1,с.99]. Сократ неоднократно  заостряет внимание на том, как строить речь, на невозможности
сведения ее не только к достоинствам, но и к показу единства противоположных оценок одного и того
же: достоинство может быть одновременно и недостатком.      
Выявляя множество форм любви, он строит их иерархическую систему, начиная с простейших,
переходя затем к духовным формам любви, в том числе к мудрости, науке. Многообразно обращая вни-
мание на ход мышления, он тем самым передает способ, структуру, процедуру, композицию диалектиче-
ского мышления, как бы говоря: «В мышлении делай, как я». Для этого он обращает внимание на после-
довательность форм объекта, которая позволила бы восходить, словно по ступенькам, от простого к
сложному [Пир, 211с]. Именно этот аспект видится ключевым в позиции Сократа по этому вопросу.
Трактовка системности данного объяснения Сократа требует учета многих положений, в том числе ком-
ментаторов.      
Его речь построена, как демонстрация диалектического мышления. В то же время в его речи со-
держится и самое краткое руководство по диалектическому мышлению: «Начав с отдельных проявлений
прекрасного, надо все время, словно по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от од-
ного прекрасного тела к двум, от двух ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от пре-
красных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть уче-
ние о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное» [Пир, 211сд].      
Приведенное положение можно даже заучить наизусть в качестве частного случая того, как надо
мыслить. Поэтому не торопитесь вперед. Проникнитесь им хотя бы с помощью следующего графика,
называемого с древности «лесенкой Аристотеля»      
Современная наука игнорирует в целом лесенку как образ развития,
предпочитая ей спираль. Это стало камнем преткновения всей науке. В связи
с этим обратите внимание на этот образ у древних греков, у последующих
теологов, например, название главного труда Иоанна Синайского (лествич-
ника) - «Лествица» («лествица», старославянское слово - лестница).      
Альбин замечательно комментировал это место как процесс восхож-
дения от ощущаемого к первично умопостигаемому при первой форме анализа объекта. Его трактовку
красоты Платоном можно выразить также следующей последовательностью.      
              
г=====
        
г=====-
   
г====-
====-
Hosted by uCoz