ОБЩЕЕ: ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ
ЧАСТНОЕ
Движение от простого к сложному и от общего к частному происходит посредством деления понятий на
основе дихотомии: каждый раз все множество форм объекта делят на две части по какому-то признаку.
«Второй вид - это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные час-
ти ... » [«Федр», 265д]. В результате графический образ этого хода мысли принимает вид:
формы объекта
------+-------¬
чистые
превращенные
(первичные)
-------+-----¬
чистые
превращенные
(вторичные)
--------+-----¬
чистые
превращенные
(третичные и т.д.)
Дихотомное деление понятий продолжают до тех пор, пока не достигнут понимания интересу-
емой формы объекта. В результате ум приучается к длинной цепи выводов [91,Т.2, с.220].
«И это самая главная проверка, имеются ли у человека природные данные для занятий диалекти-
кой или нет. Кто способен все обозреть, тот - диалектик, кому же это не под силу, тот - нет»
[«Государство», 537с].
«Прежде всего, надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пи-
шешь; суметь определить все соответственно с этой истиной, а дав определение, знать, как дальше под-
разделить это на виды, вплоть до того, что не поддается делению» [«Федр», 277б].
1.2.3.23.П. Гипертексты (наглядность мышления)
В
современной науке возникло понятие гипертекстов на основе осмысления главных тенденций
ее развития. Даже не всегда осознавая ее, многие исследователи фактически утверждают новый тип объ-
яснений, доказательств.
Гипертекстом можно назвать объяснение объектов на основе единства возможностей вербальных
(словесных), математических и графических (схематических, наглядных, иногда говорят «геометриче-
ских») средств. Этот тип текстов можно осмыслить с помощью, например, учебников по фундаменталь-
ной экономике западных стран. Каждый из этих элементов выполняет свою функцию в таком объясне-
нии объектов. Обратим здесь внимание на функцию схем, логико-диалектических и т.п. моделей, кото-
рые призваны обеспечить ОБНАЖЕНИЕ СООТНЕСЕНИЙ ПОНЯТИЙ.
При традиционной речи трудно уследить за ходом мысли. В связи с этим Диотима неоднократно
говорила Сократу: «Так попытайся же следовать за моей мыслью, насколько можешь» [«Пир», 210а],
«Теперь, сказала Диотима, постарайся слушать меня как можно внимательнее» [«Пир», 210е]. А как
трудно это достигнуть и сегодня даже ученым мужам для обеспечения теоретичности понимания объ-
екта!
Обычная речь представляет соотнесение понятий. Тради-
ционное выражение этих соотнесений вполне доступно людям со
здравым рассудком, но, одновременно чувственно не восприни-
маемо, а следовательно требуется длительная тренировка этих
способностей. Поэтому наука и практика педагогики пошла по
пути обнажения этих соотнесений понятий. Традиционно это делает логика своим формализмом, кото-
рый весьма важен, но недостаточен. Служат этому также сориты, цепочки слов, схемы, модели и т.п.
Комментаторы Платона обычно выражают схемами рассуждения Платона в диалогах. Обратите на это
внимание [130,.Т.2, с.с.577,578,585], только имейте в виду, что такой схематизм не адекватен, а поэтому
обратите внимание на схематизм в последнем томе Платона [130,Т.4, с.709]. В науке имеются и другие,
более выразительные способы схематического обнажения связей, возникающие сейчас в связи со стано-
влением гипертекста - единства графического, математического, вербального объяснения объекта.
Схемы, графики, круги и многие другие средства показывают соотнесения понятий. Они детер-
минируют вербальное объяснение объекта. Надо приучаться представлять идеи наглядно. Такой способ
легче, доступнее. Далее этот вопрос специально рассмотрен и дана система графических средств как
Понятия
-----------+-----------¬
соотнесения
соответствия
сис-
темность
|