Познай себя
Роль самопознания в самоутверждении людей признали в древности. Общественный прогресс со-
здавал условия для роста самопознания, овладения людьми самой мощной силой индивидуального и об-
щественного прогресса духовностью, просвещенностью, идейностью.
Становление человекознания (антропологии) детерминировало ступени познания личностью се-
бя. Это было делом длительным и не всегда прямолинейным. Многие исследователи сделали объектом
познания культуру, духовность, эрудицию, интеллект, идейность людей. Многие из них внесли вклад в
современное общественное сознание по этому вопросу.
Рост самопознания раскрывал различные стороны личности. В целом можно выделить три глав-
ные стадии и формы «познания себя». На первой стадии исследователи обращали внимание на душу
людей. Аристотель написал трактат о душе [8,Т.1,с.371]. На второй стадии исследователи брали объек-
том дух, что достигло вершины у Гегеля. На третьей стадии исследуют идейность. Главным элементом
«познания себя» было стремление повысить рациональность действий познанием мышления мышле-
нием о мышлении. Эту проблему поставил Аристотель.
Мышление
плодотворность
рациональность
о мышлении мышления действия людей
Исходным объектом исследований была «душа» [102,Т.20,с.142]. «Уже с того весьма
отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объ-
яснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не
их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже с этого
времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру» [102,Т.21,с.282].
Душа представлялась особым материальным телом. Предполагалось, что душа существует у всех тел
(анимизм), в том числе у магнита, у всех форм жизни, в том числе у растений, животных. Более разви-
той стала концепция духа превращенной формы души, отличной от не¸ своей нематериальностью,
вечным существованием, способностью отделяться от тела после смерти, специфически человеческим
свойством и т.п. [102,Т.20,с.504]
Названным стадиям самопознания личности соответствуют уровни по-
знания мира. Мыслящий дух возможен только у людей, которые в целом истин-
но понимают действительность, что не отрицает элементов мистицизма. Пере-
ход к идейному самопознанию личности высшая форма познания мира и са-
мого себя личностью. Идейность, как и дух, не материальное явление, а научно
обоснованное мировоззрение. Особенностью мировоззрения по сравнению с
предшествующей ступенью становления человеческого духа является призна-
ние идей продуктом общественного развития, становящихся объективным фак-
тором жизни людей. Идеи не прекращают существования после смерти авторов. Их носителем стано-
вится общество.
Идейность есть результат всей предшествующей жизни общества. В е¸ возникновение и развитие
внесли вклад многие исследователи души, духа, идей. Сократ подтвердил необходимость стремления к
истине ценой своей жизни, и нужно быть сократиком. Аристотель сделал мысль объектом мышления с
тем, чтобы повысить его рациональность, практичность. Его вклад в исследование мышления имел гро-
мадное значение для последующего научного прогресса и необходимо быть аристотелевиком. Гегель
знаменовал новый этап исследовании мышления. Гегель, «Аристотель современности», системно и кон-
кретно изложил многие вопросы мышления. Душа людей оказалась проявлением воспринятого индиви-
дом общественного сознания.
Общественный дух оказался движущей силой не только общественного развития, но и всего ми-
ра. Учение Гегеля стало существенной вехой истории научного прогресса «венцом всего философско-
го развития» [102,Т.21,с.273]. Вне гегельянства не может быть дальнейшего научного прогресса.
Аристотель разработал логические, а Гегель диалектические нормы интеллекта. Эти два эле-
мента интеллекта лежат в основе его последующего развития. Мистические черты души людей Аристо-
тель объяснял через явление духа, оказавшегося создателем мира у Гегеля. Ложность этого элемента
учения о духе преодолена на третьем этапе самопознания личностей, начавшемся в ХIХ веке.
самопознание лич-
ности
-----------+---
--------¬
души
духа
идей
|