Идеология трудящихся опирается и ориентируется на познание идейного фактора общественного
прогресса. Именно в философской разработке идейности Маркс и Энгельс «сделали наибольший шаг
впер¸д» [88,Т.29,с.289]. Истинность их научного подхода доказана практикой. Прошедший век показал
не только их достижения, но и историческую ограниченность любой идеологии, необходимость посто-
янного е¸ развития. Вне преемственности нет развития. Исходя из произведений классиков науки и со-
временных проблем следует решить стоящие задачи с тем, чтобы пойти далее по указанному ими пути.
Люди развивают сво¸ мировоззрение в меру общественной потребности, которая, в свою очередь,
зависит от уровня общественного строя. Средством идейного становления индивида является его прак-
тическая деятельность, осознание своей судьбы в истории общества, смысла жизни человека как пер-
вичного общественного явления. Идейность может быть только теоретическим осмыслением общества
и мира вообще. Условием ее достижения является практическое осознание себя в качестве члена общес-
тва с соответствующим поведением. Эгоизм средство общественной реакции и его представители не
могут подняться до уровня идеологов прогресса. «Как в шестнадцатом столетии, так и в наше бурное
время чистые теоретики в сфере общественных интересов встречаются только на стороне реакции, и
именно поэтому эти господа в действительности вовсе не теоретики, а простые апологеты этой реак-
ции» [102,Т.25,Ч.1,с.4].
Идеи движущая сила общественной жизни. Идейность выступает как высшая форма духо-
вности, просвещенности, отображающая единство индивида и общества, альтруистического отношения
к обществу. Классики превратили идею коммунизма из утопии в науку, внедрили в сознание населения
и в практику жизни многих народов. В то же время на современном этапе социального прогресса явно
осозна¸тся подмена понятий, доктрин, извращение идеи коммунизма, недостаточность современных
трактовок идейности и условий е¸ воспроизводства. Нарушение традиции, отказ от накопленного об-
ществом духовного наследия и т.п. свидетельствуют о невежестве власть имущих и об относительности
любой идеологии и е¸ развитии на основе прогрессивных и регрессивных тенденций. Не только разви-
тие впер¸д, но и сохранение достигнутого предполагает качественный скачок в объяснении идейности и
условий превращения е¸ в норму общественного бытия все большего числа людей.
Исследование идейности должно идти тем же пут¸м, каким познавали душу и дух. Необходимо
углубить процесс «познания себя» личностью и сделать главным лозунг «сотвори себя» по образцу и по-
добию гениев человечества, не обособлявших себя эгоистически от общества и не противопоставля-
вших себя ему. Средством идейного воспитания может быть только интеллектуальная революция. Вне
интеллекта нельзя достигнуть идейности, а прямые призывы к идейности чаще всего дают обратный ре-
зультат. Интеллектуализация общественного сознания средство распространения идейности, а поэто-
му необходимо сосредоточить внимание на понимании самой сущности интеллекта, его форм и т.д.
Превращение индивидов в личности не может пойти по иному пути, кроме указанного
Авиценной: «Я желаю достичь совершенства предельного качества, все ступени пройдя ...». Исходным
этому может быть усвоение накопленного обществом интеллекта и решение поставленных классиками
науки проблем интеллектуального прогресса.
Сознательное развитие интеллекта в качестве фактора превращения индивида в личность обычно
начинается у человека на рубеже третьего десятка лет жизни. Для сознательного овладения высшей фор-
мой интеллекта необходимо идти не в прямой, а в обратной последовательности, начинать с освоения
развитого интеллекта. Восприятие возможностей интеллекта повысит возможности развития эрудиции,
идейности, интеллигентности.
Высшей формой интеллекта является мышление. Уяснив стереотип диалектического метода, не-
обходимо его использовать для обогащения самопознания личности и перейти к диалектической
логике. Диалектическую логику можно объяснить только на основе диалектического метода мышления.
Мыслители многократно и многообразно указывали на плодотворный подход к познанию самого
мышления. Им может быть только подход, который начинается с показа предшествующих мышлению
способов отражения мира и порождения ими диалектического мышления.
Разработка Дарвином теории развития биологических существ дала основу для разработки тео-
рии отражения мира людьми и становления мышления. «В основных чертах установлен ряд развития
организмов от немногих простых форм до все более многообразных и сложных, какие мы наблюдаем в
наше время, кончая человеком. Благодаря этому не только стало возможным объяснение существующих
представлений органической жизни, но и дана основа для предыстории человеческого духа, для просле-
живания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раз-
дражения протоплазмы низших организмов, и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предысто-
рии существование мыслящего человеческого мозга оста¸тся чудом» [102,Т.20,с.512].
|