Мышление есть высшая форма отражения мира людьми, а поэтому необходимо системно пока-
зать формы (морфологию) отражения мира людьми. «Итак, для того, чтобы понять современное состо-
яние мысли, вернейший путь вспомнить, как человечество дошло до него, вспомнить всю морфоло-
гию мышления от непосредственного, бессознательного мира с природой, предшествующего мышле-
нию, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с собой» [36,Т.1,с.254].
Морфология отражения мира показывает и свойства людей, возникающие у них естественным
пут¸м, и прививаемые им образом жизни и обществом. Общая концепция морфологии отражения мира
людьми может быть представлена графически различно (Прил., рис.14
18),
Недостаточность интеллекта индивидов вытекает из того, что общественное сознание не имеет
теории отражения мира людьми. Последняя может быть написана только на основе мышления. Решение
этой проблемы трудная задача и может быть делом многих исследователей. Предлагаемая гипотеза,
несомненно, относительна.
Центральным вопросом морфологии отражения мира людьми следует считать понимание диалек-
тического мышления на уровне диалектической логики. Ему предшествующие и последующие формы
отражения мира разработаны в меру необходимости их для раскрытия содержания диалектической логи-
ки. Содержание алгоритма диалектической логики может быть показано по разному (Прил., рис. 19, 20).
В
предлагаемом объяснении диалектической логики нет ни крупиц бесспорных истин, как того и
требует закон относительности познания. Стоило большого труда не приводить к каждому слову текста
уточняющих или ограничивающих замечаний. На данной стадии разработки концепции можно менять
местами многие термины, увеличивать степень конкретизации.
Лучшее враг хорошему. В стремлении к лучшему не следует игнорировать возможностей
хорошего. Предлагаемая гипотеза находится в том состоянии, на котором надо остановиться перед тем,
как идти далее. Надеюсь на то, что сказанной оговорки достаточно для того, чтобы «подвергая сомне-
нию сказанное», использовать его рациональные моменты.
Основная беда науки состоит в «неумении применить диалектику к теории отражения, к процес-
су и развитию познания» [88,Т.29,с.322]. Надо преодолеть эту беду. Вторая часть работы представляет
собой решение этой проблемы гипотезу применения диалектического мышления к его собственному
объяснению на основе системной трактовки форм отражения мира людьми.
Морфология отражения мира людьми имеет двойное значение для познания диалектического
мышления. Во-первых, она излагает теорию того, как надо практически использовать диалектическую
логику при познании объектов. Во-вторых, она представляет определ¸нную материализацию рекоменда-
ций диалектики к е¸ собственной трактовке. Познавая диалектическое мышление необходимо рассма-
тривать его теорию и на примерах его объяснения. Тот, кто вникнет в эту концепцию, не только прочтет
сомнения по поводу удачности практического воплощения теории диалектического мышления в его
собственном изложении, но и, вероятно, найд¸т много противоречий между словом и делом, используя
их в качестве начала собственного поиска.
До определенного уровня отражения мира людьми его формы возникают стихийно. Начиная с
«познания себя» необходимо понять стихийно возникающие у каждого из нас формы отражения мира и
затем «сделать себя» по образу и подобию гениев (Прил., рис. 21).
2.1. Отражение
Теория, мой друг, суха!
Но зеленеет жизни древо.
Г¸те [38,с.120]
2.1.0.
Отражение вообще
... Вся материя обладает свойством,
по существу родственным с ощущением,
свойством отражения.
В.И. Ленин [88,Т.18,с.91]
Отражение представляет фундаментальное свойство всего существующего и имеет место в лю-
бой его форме. Отражение предполагает существование отражаемого и отражающего. Каждый из
объектов является одновременно и тем и другим.
|