Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 373 
Next page End  

104
должен служить целям углубления представлений о содержательно-
теоретическом смысле измеряемого свойства: на основании содер-
жательного анализа пунктов, отобранных по критерию, психолог
уточняет и корректирует свою первоначальную теоретическую схе-
му, свое понимание измеряемого свойства.
Достоверность самоотчета. Рассматривая общую проблемы
валидности целесообразно выделить вопрос об обеспечении ва-
лидности процедур стандартизованного самоотчета. Сюда относятся
различные техники шкалирования, классифицирования, сравнения и
тест-опросники. Вербальная форма тестового материала порождает у
испытуемого определенные встречные гипотезы о цели тестирова-
ния. Если ситуация диктует испытуемому необходимость фальсифи-
кации ответов, то он редко отказывается от этой возможности.
Валидность — характеристика любых измерений, в том числе
и физических. Специфические проблемы валидности, связанные с
активностью человека как объекта психодиагностики, целесообразно
обозначить особым образом - проблемы обеспечения достоверности.
Психологические факторы, от которых зависит достоверность
самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы:
1.  Факторы знания. У испытуемого может быть более или ме-
нее четкое представление о следующем: а) свойственно ли ему в
действительности или нет тестируемое поведенческое проявление (с
некоторыми ситуациями, имплицитно подразумеваемыми в вопросе
тест-опросника, испытуемый мог на практике никогда не встречать-
ся: например, утверждение «После выигрыша в спортлото Вы поку-
паете больше лотерейных билетов» подразумевает, что испытуемый,
во-первых, играет в спортлото и, во-вторых, выигрывает); б) какое
личностное свойство скрывается у психолога за тем или иным кон-
кретным поведением, описанным в суждении; в) как это свойство
соотносится с общепринятыми моральными нормами и признаками
социального успеха.
2.  Фактор социальной желательности. Обозначает тенденцию
испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию.
Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установ-
ки испытуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успеш-
ность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама си-
туация тестирования. Однако эта тенденция не будет давать систе-
матического искажения, если испытуемые не смогут разгадать на-
правленность теста-опросника и связать диагностируемое свойство с
тем или иным полюсом социальной желательности. Таким образом,
действие этого фактора до некоторой степени опосредовано дейст-
вием факторов знания. Однако при диагностике личностных
свойств, тесно связанных с психической «нормальностью» или «со-
циальной успешностью», фактор социальной желательности ответа
Hosted by uCoz