113
главный момент - поиск операционально строго заданного социаль-
но-прагматического критерия валидности, по отношению к которо-
му диагностические тесты и их составные части (пункты) подбира-
ются как бы автоматически -в ходе эмпирико-статистических проце-
дур сбора и корреляционного анализа результатов. Но, конечно, не-
верно было бы приписывать этому подходу «бездумность в опоре на
статистику»: ведь статистика только тогда позволяет выявить валид-
ное подмножество пунктов, когда исходное множество подобрано не
случайно - с использованием априорных корректных содержательно-
психологических представлений.
Современные методологи психологического тестирования
фактически единодушно приходят к признанию (как наиболее опти-
мальной) рационально-эмпирической стратегии конструирования
теста и проверки валидности. Перечислим этапы этой стратегии.
1. Теоретический анализ диагностического конструкта, разра-
ботка теоретической концепции тестируемого психического свойст-
ва. Выявление (с использованием литературы) системы взаимосвя-
занных диагностических конструктов, внутри которой новый диаг-
ностический конструкт характеризуется определенными структурно-
функциональными связями и отношениями. Прогнозирование ре-
зультатов корреляционных экспериментов по проверке конструкт-
ной валидности.
2. Выделение составных частей теоретического конструкта,
формулирование системы «эмпирических индикаторов» - операцио-
нально однозначных показателей, фиксирующих проявление конст-
рукта в различных поведенческих ситуациях. Конструирование
пунктов теста.
3. Формулирование релевантного социально-прагматического
критерия для проверки валидности.
4. Планирование и проведение корреляционного исследова-
ния (или квазиэксперимента) на специально подобранной выборке
испытуемых, для которых известно значение критериального пока-
зателя, а также результаты по родственным психологическим тес-
там. При необходимости на этих испытуемых проводятся дополни-
тельные тесты с целью получить возможность корреляционной про-
верки конструктной валидности теста (экспертные оценки в данном
случае рассматриваются в статусе одной из возможных параллель-
ных процедур получения критериальной или психологической ин-
формации). Оценка валидности эмпирических индикаторов.
5. Исследование достоверности результатов (если использует-
ся самоотчет и диагностическая ситуация может быть воспринята
испытуемыми с настороженностью). Оценка достоверности эмпири-
ческих индикаторов.
6. Отсев пунктов, не удовлетворяющих критериям валидности
|