114
и достоверности. Измерение надежности для сокращенной шкалы,
состоящей только из валидных пунктов. Если надежность оказывает-
ся невысокой, то психолог снова возвращается к этапу 1 - уточняет
теоретические представления.
3.4. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИИ МЕТО-
ДИК
Рассматривая в предыдущем разделе вопрос о порядке провер-
ки валидности, мы вплотную подошли к вопросу о целостной стра-
тегии создания, эмпирической апробации и внедрения методики в
практику.
Создание оригинальной методики или адаптация зарубежной
методики не могут сводиться только к проверке (или перепроверке)
отдельных психометрических свойств - репрезентативности, надеж-
ности, валидности, достоверности - в произвольной последователь-
ности. В одних случаях целесообразно начинать с одного этапа ра-
боты, в других - с другого.
В действительности любая реальная ситуация использования
теста не является ситуацией только «конструирования» или только
«применения». Можно без преувеличения сказать, что существует
континуум между крайними полюсами:
«конструирование» __________________ «применение»
и каждая ситуация до определенной ступени удалена от обоих
полюсов. Трудно назвать такой случай, когда бы конструирование
совершенно нового теста начиналось с нуля, «на пустом месте».
Также трудно найти и такие случаи, когда все аспекты тестирования
были бы полностью неизменными и воспроизводили бы уже совер-
шенно исследованную нормативную ситуацию применения готового
теста.
Но все это многообразие ситуаций, всю комбинаторику неза-
висимых параметров психологи-практики, как правило, пытаются
свести к двум-трем типовым ситуациям.
1. Ситуация применения. Тест кем-то разработан (возможно,
В: других социокультурных условиях), известны тестовые нормы,
полученные на представителях данной языковой культуры (несоот-
ветствие выборки стандартизации и выборки применения по поло-
возрастной структуре и профессионально-культурным признакам
признается несущественным).
2. Ситуация адаптации. Тест кем-то разработан проверены
надежность и валидность, но отсутствуют тестовые нормы (как пра-
вило, отсутствуют вообще для любых представителей данной языко-
|