12
фикации; г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых
репертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические
(интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические
игры)¹.
Объективные тесты - это те методики, в которых возможен
правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.
Общим для всей группы методик стандартизованного самоот-
чета является использование вербальных способностей испытуемо-
го, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, ут-
верждений), относительно которых испытуемый выносит суждения
(как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор от-
ветов).
Одна и та же психологическая переменная представляется
группой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть
прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта
(например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям
испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт
или переживания (например: Большинство людей честны?) Опрос-
ники строятся как одномерные или многомерные, включающие в се-
бя целый ряд психологических переменных.
Открытые опросники не предусматривают стандартизованного
ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем
отнесения произвольных»ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объек-
тов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкрет-
ных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой
(например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно ис-
пользуются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант
шкалирования это субъективная классификация, предполагающая
выявление субъективного структурирования объектов на уровне
шкалы наименований.
Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники
типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальны-
ми, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их ос-
новное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры,
которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются из-
вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конк-
ретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью со-
стоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять
1
В этой книге практически не рассматриваются психофизиологические, аппаратурные методи-
ки, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно заре-
гистрированных поведенческих показателей.
|