13
применение современного статистического аппарата и делают на-
дежными диагностические выводы относительно индивидуальных
особенностей субъекта.
Проективные техники основаны на том, что недостаточно
структурированный материал, выступающий в качестве «стимула»,
при соответствующей организации всего эксперимента в целом по-
рождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются
те или -иные характеристики субъекта. В клиническом употребле-
нии проективные техники часто строятся на интуиции и теоретиче-
ской подготовке психодиагноста, которые оказываются необходи-
мыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употреб-
ление проективных техник предполагает, как правило, применение
контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку
данных.
Диалогические техники учитывают, что психодиагност всту-
пает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностиче-
ских результатов за счет специфических особенностей этого контак-
та, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный кон-
такт необходим при диагностике семейных затруднений, характера
личностного развития ребенка и во многих других случаях, в кото-
рых диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и
психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического
обследования диктует построение общения по принципу эксперти-
зы.
Диалогические техники могут быть вербальными (интервью,
беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может высту-
пать как невербальная диагностическая процедура).
Различные методические приемы, на основе которых строятся
те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за
единое основание классификации принять меру вовлеченности в ди-
агностическую процедуру самого психодиагноста и степень его
влияния на результат обследования.
Аппаратурные методики и объективные психологические тес-
ты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в проце-
дуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психоди-
агноста и его опытности как психолога на результаты обследования.
Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста об-
ладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов - мно-
гие опросники и шкальные техники. Можно сказать, что в этих ме-
тодиках личные качества психолога воплотились на этапе разработ-
ки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее
результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе
может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по ком-
пьютерной программе. Диагностические техники, напротив, харак-
|