Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 373 
Next page End  

14
теризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста
в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытно-
сти, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на
результаты обследования. Этими качествами обладают различные
виды бесед, интервью, диагностических игр. Например, патопсихо-
логический эксперимент как особый психодиагностический метод
характеризуется высокой степенью вовлеченности психодиагноста:
должен быть создан «мотив» экспертизы (обследуемый должен по-
нимать, что на основе его ответов будет сделано важное для него ди-
агностическое заключение), результаты отдельных проб интерпре-
тируются в зависимости от того, насколько выражен этот мотив (по
мнению психодиагноста). Не менее явным оказывается влияние пси-
ходиагноста на результаты диагностического заключения, выноси-
мого на основе беседы с клиентом психологической консультации.
Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться пси-
ходиагност может как создать оптимальные условия для получения
диагностически важной информации, так и полностью исказить эту
информацию, ее смысл.
Все остальные психодиагностические методики занимают про-
межуточное положение между двумя полюсами, образованными
объективными тестами и диалогическими техниками.
Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ
профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значе-
ний других и характера профиля в целом, требуют клинической
опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагно-
стичен, кого заключения не свободны от влияния личности диагно-
ста. Не менее значимым является это влияние и при необходимости
кодирования результатов обследования, полученные с помощью от-
крытых опросников либо проективных техник В последнем случае
существенное значение имеет создание психодиагностом атмосфе-
ры, раскрывающей способности испытуемого к воображению, твор-
честву.
Если ввести одновременно два основания - меру вовлеченно-
сти психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с од-
ной стороны, и предметную направленность инструмента - с другой,
то известные на сегодня психодиагностические методики можно
расположить в двухмерной классификационной таблице.
Соответствующие методики окажутся расположенными в
клетках таблицы, при этом столбцы будут заполнены неравномерно
по строкам таблицы. Так, способности и психические функции диаг-
ностируются в основном методами, влияние психодиагноста в кото-
рых выражено минимально, - в основном объективными тестами и
тестами-опросниками. Личностные черты преимущественно диагно-
стируются
тестами-опросниками; когнитивная организация, другие
Hosted by uCoz