130
правило, требуется использование компьютера.
При решении задач небольших размерностей (по количеству
параметров) иногда психолог может быстрее найти решающее пра-
вило, применяя собственные способности зрительной системы
(очень мощные) к визуально-геометрической группировке объектов.
В пространстве параметров диагностические, классы выглядят как
«сгущения», некие «облака» из точек, изображающих испытуемых.
В этом случае при наличии априорной информации о принадлежно-
сти индивидов к классам удобно изображать точки из различных
классов разными цветами (хуже - квадратиками, кружками, тре-
угольниками). В этом случае «решающее правило» легко «увидеть»
как некую воображаемую линию (прямую или кривую), разделяю-
щую точки разного цвета (рис. 17). Точность диагностики в данном
случае можно оценить по количеству точек, попавших при данном
решающем правиле в «чужую» половину пространства параметров.
Рис.17. Разделение двух классов объектов (изображены
кружками и треугольниками) в пространстве двух параметров
X1, и Х2
Точность правила, изображенного на рис. 17, равна:
А
В
A
B
63
,
0
15
12
14
13
3
2
12
10
Здесь в четырехклеточной матрице сопряженности по строкам
задано попадание объекта в один из априорных классов А (тре-
угольники на рис. 17) или В (кружочки на рис. 17), а по столбцам -
попадание объектов в один из апостериорных классов, образованных
применением решающего правила, -
А
(слева от критериальной ли-
нии) или
В
(справа от критериальной линии). Как указано выше, для
статистической оценки точности может быть использован фи-
коэффициент, связанный по известной формуле с критерием хи-
квадрат.
3.6. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГО-
ТОВКЕ ПСИХОЛОГА
10
2
3
12
|