131
Для эффективного развития практической психодиагностики
сегодня требуется резкое повышение психометрической культуры
всех психологов, использующих измерительные психодиагности-
ческие методики. Методами рестандартизации теста, простейшими
приемами проверки надежности и валидности должны владеть все
психологи.
До сего дня сохранилось не вполне оправданное разделение (и
даже противопоставление) психологов, считающих себя специалис-
тами в области клинических методов, и психологов, считающих себя
специалистами по тестированию. Но в большинстве реальных прак-
тических ситуаций требуется сочетание этих методов. Клинические,
диалогические методы необходимы на начальных этапах работы в
заданной области для того, чтобы психолог сумел построить ясное
содержательное представление о предмете психодиагностики. Они
также необходимы в особых спорных случаях, требующих индиви-
дуализированного подхода. Но когда от психолога требуется прове-
дение ускоренных, массовых обследований, обращение к некоторым
стандартизованным, измерительным методикам становится неизбеж-
ным. Здесь требуется психометрическая грамотность в подборе тако-
го рода методик: нельзя использовать методики, о которых неизвест-
но, какого рода психометрической отладке они подвергались.
Всеобщая психометрическая грамотность психологов не ис-
ключает выделения из их среды специалистов особого рода - психо-
логов-психометристов, профессионально занимающихся психомет-
рическим обеспечением психодиагностики. Поэтому целесообразно
привести здесь два списка нормативных требований - к психологу и
к психологу-психометристу.
Требования к психологу:
1. Психолог должен уметь квалифицированно разбираться с
психометрической документацией в методической литературе по
психодиагностике, должен знать, какие психометрические характе-
ристики теста должны указать его разработчики, в какой степени эти
психометрические характеристики соответствуют типу теста, с од-
ной стороны, и актуальной задаче, для которой его требуется ис-
пользовать, с другой. Например, в тех случаях, когда требуется ис-
пользовать тест для прогноза со значительным упреждением, а све-
дений о проверке прогностической валидности не получено, тест не
может считаться готовым для решения данной задачи.
2. Психолог должен правильно определить, в какой мере из-
вестные тестовые нормы по требующейся методике применимы в
его ситуации с учетом контингента испытуемых и типа диагностиче-
ской ситуации, существует ли ситуация «внутрикультурного пере-
носа» и нужна ли рестандартизация тестовых норм. При необходи-
мости психолог должен уметь самостоятельно практически произве-
|