160
стан-дартизоваынного описания человека человеком;
3) репертуарные решетки (об этой технике см. главу «Психо-
диагностика индивидуального сознания»).
Рис. 26. «Четырехполюсное» описание черт «активность-
пассивность» при ортогональных параметрах «запрет-
разрешение»
Нужны не только универсальные «четырехполюсные» мето-
дики, но и локальные, ситуационные. Для отдельных ситуаций (по-
ведение на уроке, распределение ролей в трудовом коллективе, до-
рожно-транспортные ситуации и т. п.) возникают самые разные, час-
то противоположные, сцепления конструктов с оценочным факто-
ром. Дело усложняется тем, что такие сцепления могут по-разному
отражаться в сознании различных испытуемых, а также в сознании
психологов. Это
обстоятельство требует применения в консульта-
тивной практике так называемых феноменологических методик: се-
мантического дифференциала, контрольных списков, теста конст-
руктов (Анастази А., т. 2, 1982). В консультативной практике психо-
лог стоит перед задачей перевода получаемой объективной диагно-
стической информации на язык субъективно-рефлексивных черт
личности - на язык самого испытуемого. Без этого психологическая
обратная связь по результатам диагностики черт может оказаться
неэффективной или даже вредной. Завершая главу, подчеркнем, что
диагностика черт личности будучи универсальным инструментом
для психолога, на практике требует выработки и применения проду-
манной стратегии адаптивной интерпретации: один и тот же резуль-
тат нужно описывать на разном языке для минимум трех категорий
адресатов: для коллеги-психолога, для административно-
управленческого персонала, для самого испытуемого.
ГЛАВА 5 ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ
5.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
|