161
Актуальность работ по психологической диагностике способ-
ностей определяется в первую очередь большой практической зна-
чимостью этой проблемы. Существующее в обществе разделение
труда, продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличе-
ние числа профессий повышают важность изучения способностей и
склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Та-
кие области практики, как профессиональная ориентация и консуль-
тация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, произ-
водственное обучение, требуют разработки и применения надежных,
действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития
способностей. Такие методы необходимы также для ранней диагно-
стики одаренности детей, выявления у них творческих, музыкаль-
ных, художественных и других способностей. Психодиагностика
способностей имеет выраженную гуманистическую направленность,
поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможно-
стям и склонностям человека профессий, путей и способов построе-
ния обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это су-
щественно влияет на формирование положительной профессиональ-
ной мотивации и удовлетворенности трудом, а следовательно, и
удовлетворенности жизнью в целом.
Проблема способностей неизменно привлекала к себе внима-
ние российских психологов. Хорошо известны работы в этой облас-
ти наших видных ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М.
Мясшцева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М.
С. Лейтеса и других. Наиболее четко определение способностей, их
основных признаков и факторов развития сформулировано Тепло-
вым в его известной работе «Способности и одаренность» (Теплов Б.
М., 1941). В целом эта концепция способностей разделяется всеми
российскими
психологами (см., например, определение способно-
стей в психологических словарях: Краткий психологический сло-
варь, 1985; Психологический словарь, 1983). Хотелось бы отметить,
что с момента выхода указанной выше работы Теплова накоплен
большой экспериментальный материал, который требует осмысле-
ния в направлении дальнейшего развития теории и методологии
способностей. На необходимость такой работы указывает А. А. Бо-
далев, который четко очерчивает основные направления изучения
способностей разными отраслями психологической науки и форму-
лирует ряд конкретных задач, решение которых позволило бы все-
сторонне осмыслить способности «...как сложнейшее многокомпо-
нентное психологическое образование, глубоко понять многопро-
фильный характер связей его с деятельностью человека, со всем его
личностным строем» (Бодалев А. А., 1984, с. 124).
Теплов выделяет три основных признака способностей как ин-
дивидуально-психологических особенностей человека: во-первых,
|