162
они отличают одного человека от другого, во-вторых, они имеют от-
ношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или
многих деятельностей, в-третьих, они не сводятся к наличным зна-
ниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту
их приобретения (Теплов Б. М., 1941).
Своеобразная диалектическая связь между способностями и
знаниями и умениями состоит в том, что для овладения последними
необходимы соответствующие способности, а само формирование
способностей предполагает освоение видных, связанных с соответ-
ствующей деятельностью. «По мере того как они осваиваются, т. е.
превращаются в личное достояние, они перестают быть только зна-
ниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию
способностей» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 535).
С материалистических позиций решается отечественными пси-
хологами вопрос о роли природных, врожденных факторов в форми-
ровании способностей. Они рассматриваются как анатомо-
физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ-
ностей; сами же способности - это всегда результат развития в кон-
кретной деятельности. С. Л. Рубинштейн пишет: «Исходные при-
родные различия между людьми являются различиями не в готовых
способностях, а именно в задатках. Между задатками и способно-
стями еще очень
большая дистанция; между одними и другими -
весь путь развития личности» (1940, с. 533). Сами же способности,
по словам Б. М. Теплова, не только проявляются, но и создаются в
деятельности (1941).
В зарубежной психологии под способностями понимаются ли-
бо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все
будущие достижения (capacity) субъекта, либо приобретенные им
навыки и умения (ability). Следует отметить, что достаточно распро-
страненным в области психодиагностики способностей является тер-
мин «aptitude», который входит в название многих тестов, главным
образом тестов отдельных способностей. В английском психологи-
ческом словаре он определяется как «природная способность приоб-
ретать относительно общие или специальные знания и умения».
Теплов подверг острой критике принятое в зарубежной психо-
логии понимание способностей, показав, что данная терминология
однозначно отражает теоретические воззрения на эту проблему (Те-
плов Б. М., 1941). В частности, общие способности, отождествляе-
мые с интеллектом, до сих пор рассматриваются западными психо-
логами как врожденные, определяющие успехи в обучении и овла-
дении профессией. Следует отметить, что прогрессивные зарубеж-
ные ученые, такие, как А. Анастази (1982), Дж. Лолер (1982), Дж.
Наэм (1984), критикуют сложившийся подход к интеллектуальному
развитию, общей одаренности. Тем не менее теория врожденности
|