Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 373 
Next page End  

163
способностей, интеллекта имеет еще много сторонников.
Разработка проблем способностей за рубежом стимулируется
потребностями общества в методах выявления и отсеивания наибо-
лее пригодных лиц на те или иные рабочие места. Это связано со
стремлением предпринимателей выбрать наиболее подготовленных
и перспективных кандидатов на профессии, чтобы до минимума
уменьшить затраты на их обучение и как можно быстрее включить
их в процесс производства. Желание западных психологов выпол-
нить этот социальный заказ, подготовить требуемые методы диагно-
стики в короткие сроки привело к значительному разрыву между
теорией способностей и практикой применения соответствующих
методик. Теоретические позиции для такого рода работы, по суще-
ству, не были сформулированы. Одним из основных подходов к изу-
чению способностей стал факторный анализ, т. е. эмпирическое вы-
деление разнообразных факторов, за которыми усматривалось про-
явление разных способностей. В числе прочих и
интеллект стали
рассматривать как составную способность, включающую в себя вер-
бальные, математические и другие виды способностей. Однако вряд
ли выделение все большего числа факторов можно считать эври-
стичным путем изучения природы способностей, условий их разви-
тия и формирования (хотя для понимания их структуры, выделения
основания для классификации такая работа оказалась полезной).
Принято выделять общие и специальные способности. Общие
способности (например, общие умственные) обеспечивают овладе-
ние разными видами знаний и умений, которые человек реализует во
многих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности
зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспита-
ния. «Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии
возможностей человека и определенном единстве проявляемых им
свойств. К общим способностям относятся прежде всего свойства
ума, и поэтому часто общие способности называют общими умст-
венными способностями» (Лейтес Н. С., 1971, с. 3). Общую способ-
ность или совокупность общих способностей называют одаренно-
стью. «Под одаренностью в таком случае, в отличие от специальных
способностей или дарований, разумеют общую даровитость; в зару-
бежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом» (Ру-
бинштейн С. Л.> 1940, с. 537).
В отличие от общих, специальные способности рассматрива-
ются по отношению к отдельным, специальным областям деятельно-
сти, что выражается в их классификации по видам деятельности (ма-
тематические, художественные, музыкальные и т. д.). В психологии
соотношение общих и специальных способностей понимается как
соотношение общего и особенного. «Способности человека реально
даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных
Hosted by uCoz