167
рим, например, последний из перечисленных тестов. Он состоит из
двух частей, включающих два типа заданий. Для выполнения теста
требуются: 1) деревянная доска, состоящая из двух секций (в каждой
секции 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резь-
бу); 2) стержни небольшого размера, металлические колечки, шуру-
пы, пинцет и отвертка. Вначале испытуемый с помощью пинцета
помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них на-
девает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо
поместить шурупы в отверстия с резьбой и заввернуть их с помощью
отвертки. Обычно при оценке результатов учитывается время вы-
полнения теста и количество ошибок (пропусков). Иногда же на вы-
полнение теста отводится определенное время и учитывается, какую
часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период. Не-
обходимо отметить, что задания подобного типа чрезвычайно рас-
пространены в тестировании моторики. Они могут использоваться
как в качестве самостоятельных методов, так и в качестве составных
частей батарей тестов (Анастази А., 1982; Tuffin
J, McCormick
E.,
1968).
Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются
быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овла-
дения профессией не одинаков. Более того, под влиянием профес-
сиональной деятельности происходит формирование специфической
структуры моторных способностей, формирующейся в зависимости
от требований профессии (Thorndike
P., Hagen
E., 1977; Tuffin
J.,
McCormick E., 1968).
Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных
функций усложняют создание высоконадежных тестов. Удлинение
теста не повышает его надежности, поскольку введение новых зада-
ний приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении
большого числа идентичных заданий сказывается фактор трениров-
ки Поэтому надежность моторных тестов колеблется, как правило,
от 0,7 до 0,8. Что касается валидности, то она невелика. Например,
коэффициенты корреляции между успешностью выполнения теста
ручной ловкости Пурдье и экспертными оценками профессиональ-
ной эффективности упаковщиков колеблются для разных субтестов
от 0,19 до 0,47. Коэффициенты валидности для Миннесотского теста
скорости манипулирования не превышают 0,40 (Tuffin J., McCormick
E., 1968). Отсюда делается вывод о том, что при установлении ва-
лидности моторных тестов особенно важно выбирать релевантные
критерии, которые могут включать лишь отдельные элементы про-
фессионального труда, а не эффективность профессиональной дея-
тельности в целом.
Методы диагностики другой группы специальных способно-
стей -сенсорных -«выросли» из экспериментальных исследований
|