Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 373 
Next page End  

167
рим, например, последний из перечисленных тестов. Он состоит из
двух частей, включающих два типа заданий. Для выполнения теста
требуются: 1) деревянная доска, состоящая из двух секций (в каждой
секции 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резь-
бу); 2) стержни небольшого размера, металлические колечки, шуру-
пы, пинцет и отвертка. Вначале испытуемый с помощью пинцета
помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них на-
девает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо
поместить шурупы в отверстия с резьбой и заввернуть их с помощью
отвертки. Обычно при оценке результатов учитывается время вы-
полнения теста и количество ошибок (пропусков). Иногда же на вы-
полнение теста отводится определенное время и учитывается, какую
часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период. Не-
обходимо отметить, что задания подобного типа чрезвычайно рас-
пространены в тестировании моторики. Они могут использоваться
как в качестве самостоятельных методов, так и в качестве составных
частей батарей тестов (Анастази А., 1982; Tuffin
J, McCormick
E.,
1968).
Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются
быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овла-
дения профессией не одинаков. Более того, под влиянием профес-
сиональной деятельности происходит формирование специфической
структуры моторных способностей, формирующейся в зависимости
от требований профессии (Thorndike
P., Hagen
E., 1977; Tuffin
J.,
McCormick E., 1968).
Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных
функций усложняют создание высоконадежных тестов. Удлинение
теста не повышает его надежности, поскольку введение новых зада-
ний приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении
большого числа идентичных заданий сказывается фактор трениров-
ки Поэтому надежность моторных тестов колеблется, как правило,
от 0,7 до 0,8. Что касается валидности, то она невелика. Например,
коэффициенты корреляции между успешностью выполнения теста
ручной ловкости Пурдье и экспертными оценками профессиональ-
ной эффективности упаковщиков колеблются для разных субтестов
от 0,19 до 0,47. Коэффициенты валидности для Миннесотского теста
скорости манипулирования не превышают 0,40 (Tuffin J., McCormick
E., 1968). Отсюда делается вывод о том, что при установлении ва-
лидности моторных тестов особенно важно выбирать релевантные
критерии, которые могут включать лишь отдельные элементы про-
фессионального труда, а не эффективность профессиональной дея-
тельности в целом.
Методы диагностики другой группы специальных способно-
стей -сенсорных -«выросли» из экспериментальных исследований
Hosted by uCoz