168
восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятиле-
тий. Одной из областей применения сенсорных тестов является кли-
ническое тестирование, направленное на выявление дефектов в раз-
витии тех или иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое
применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного
персонала, в частности водителей разнообразных транспортных
средств. Хотя психологическое изучение сенсорных способностей
распространяется на все модальности, стандартизованные методы
созданы главным образом для изучения зрения и слуха. Изучается,
например, зависимость эффективности и качества деятельности от
уровня развития сенсорных способностей. Данные о развитии сенсо-
рики используются для анализа причин травматизма и несчастных
случаев и т. д.
Тесты визуальных и слуховых способностей дифференциру-
ются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они
измеряют. Для изучения визуальных способностей применяются
тесты на изменение остроты зрения, различительной чувствительно-
сти, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса
глаз (Tuffin
J., McCormick
E., 1968). Среди наиболее популярных
тестов можно назвать таблицу Снеллена с изображением букв, по-
степенно уменьшающихся по величине, Тест Орто-Рейтера (анало-
гичный первому, но обеспечивающий соблюдение стандартных ус-
ловий проведения эксперимента, таких, как освещение, направление
взгляда и др.). Тест «Проверка зрения», «Зрительный тест» и ряд
других отличаются друг от друга по охвату разнообразных характе-
ристик зрительного восприятия, способам проведения исследования,
методам обработ*ки. Что касается валидности этих тестов, то, по
данным А. Анастази) Дж. Тиффина и Маккормика, имеются поло-
жительные корреляции между тестовыми данными и эффективно-
стью труда (Анастази А., 1982, Tuffm J., McCormick E, 1968).
Для изучения слухового восприятия используются тесты на
диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполнен-
ного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости,
на различение громкости, тембра, высоты звуков. .Чаще всего испы-
танию подвергается острота слуха (эта процедура широко известна в
психологии как измерение абсолютных порогов). В качестве раз-
дражителя используется не только чистый звук, но и человеческий
голос, произносящий цифры, слова или предложения, поскольку во
многих областях деятельности именно различение речи приобретает
первостепенное значение. Одним из очень распространенных тестов
является разработанный для изучения музыкальных способностей
тест музыкальной одаренности Сишора (Теп-, лов Б. М., 1961). Он
содержит серию заданий на изучение восприятия силы, интенсивно-
сти и тембра звука. Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в об-
|