169
ластях, далеких от искусства. Еще одним распространенным тестом
является Массачусетский тест слухового восприятия (Thorndike
P.,
Hagen E., 1977).
Следующая группа тестов специальные способностей пред-
ставлена тестами технических способностей. Эти методы были раз-
работаны одними из первых среди методов диагностики специаль-
ных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточе-
ны на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла по-
требность в методах изучения более конкретных, практических спо-
собностей. В значительной степени эта потребность была удовле-
творена за счет разработки тестов технических способностей.
Зарубежные исследователи понимают технические способно-
сти как способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или
его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых
умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а
также определенных моторных качеств: координации, ловкости, фи-
зической силы. В целом технические способности рассматриваются
как общие умственные способности (Thurstone L., 1957). Исследова-
тели, занимающиеся этой проблемой, показали, что наряду с некото-
рой общей способностью, которая может быть названа технической
одаренностью или техническим опытом, приобретаемым человеком
в работе с техникой, существуют независимые факторы: простран-
ственные представления и техническое понимание. В соответствии с
таким разделением на два фактора создаются и специальные тесты,
включающие в себя задания на техническое понимание и простран-
ственные представления. Самые ранние тесты технических способ-
ностей требовали от испытуемых умения собирать технические при-
способления из отдельных деталей, а в настоящее же время наиболее
распространены тесты «карандаш-бумага».
Очень популярным тестом изучения технического понимания
является тест Беннета, в котором используют серию картинок с ко-
роткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необхо-
димо понимать общие, технические принципы, встречающиеся в
обыденных¹ ситуациях. Пример задания из этого теста будет приве-
ден ниже, поскольку такого типа задания входят в батарею тестов
различных способностей (см. рис. 30).
Для изучения пространственных представлений разработаны
многие разнообразные задания, которые входят в батареи отдельных
способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко
применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесот-
ского теста на восприятие пространства. В этом тесте используются
карточки с изображением 6 геометрических фигур, из которых одна
разрезана на две или более частей (рис. 27). Испытуемый должен
мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из ос-
|