Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 373 
Next page End  

169
ластях, далеких от искусства. Еще одним распространенным тестом
является Массачусетский тест слухового восприятия (Thorndike
P.,
Hagen E., 1977).
Следующая группа тестов специальные способностей пред-
ставлена тестами технических способностей. Эти методы были раз-
работаны одними из первых среди методов диагностики специаль-
ных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточе-
ны на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла по-
требность в методах изучения более конкретных, практических спо-
собностей. В значительной степени эта потребность была удовле-
творена за счет разработки тестов технических способностей.
Зарубежные исследователи понимают технические способно-
сти как способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или
его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых
умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а
также определенных моторных качеств: координации, ловкости, фи-
зической силы. В целом технические способности рассматриваются
как общие умственные способности (Thurstone L., 1957). Исследова-
тели, занимающиеся этой проблемой, показали, что наряду с некото-
рой общей способностью, которая может быть названа технической
одаренностью или техническим опытом, приобретаемым человеком
в работе с техникой, существуют независимые факторы: простран-
ственные представления и техническое понимание. В соответствии с
таким разделением на два фактора создаются и специальные тесты,
включающие в себя задания на техническое понимание и простран-
ственные представления. Самые ранние тесты технических способ-
ностей требовали от испытуемых умения собирать технические при-
способления из отдельных деталей, а в настоящее же время наиболее
распространены тесты «карандаш-бумага».
Очень популярным тестом изучения технического понимания
является тест Беннета, в котором используют серию картинок с ко-
роткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необхо-
димо понимать общие, технические принципы, встречающиеся в
обыденных¹ ситуациях. Пример задания из этого теста будет приве-
ден ниже, поскольку такого типа задания входят в батарею тестов
различных способностей (см. рис. 30).
Для изучения пространственных представлений разработаны
многие разнообразные задания, которые входят в батареи отдельных
способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко
применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесот-
ского теста на восприятие пространства. В этом тесте используются
карточки с изображением 6 геометрических фигур, из которых одна
разрезана на две или более частей (рис. 27). Испытуемый должен
мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из ос-
Hosted by uCoz