Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 373 
Next page End  

180
ных каждого испытуемого или группы к СПН. На оперативном уров-
не проблема установления близости конкретного испытуемого к
СПН еще не является решенной.
Так, например, использование в качестве соответствующего
показателя процентного отношения количества выполненных зада-
ний к общему количеству заданий теста ставит проблему неслучай-
ности отбора количества заданий и степени их трудности разработ-
чиками теста. Использование СПН в качестве критерия развития вы-
двигает на первый план качественный способ обработки данных,
при которой необходимо учитывать: а) какие термины и понятия по
степени обобщенности усвоены лучше, а какие - хуже; б) какие ло-
гические операции освоены более успешно, а какие - менее; в) в ка-
ком круге понятий и терминов ученики ориентируются менее уве-
ренно, а в каком - более. На наш взгляд, использование СПН являет-
ся более эвристичным, чем применение статистической нормы при
интерпретации результатов тестовых испытаний. Следует отметить,
что неудовлетворенность нормой как точкой отсчета при оценке
данных по тестам нашла свое выражение, в частности, в разработке
тестов, ориентированных на критерий (Popham
W., 1978). Это на-
правление в тестологии считается очень перспективным.
5.3. ТЕСТ «ШТУР»
О необходимости пересмотра тестов интеллекта пишет К. М.
Гуревич: «Назрела необходимость приступить к реконструкции и
переработке современных тестов интеллекта. Состав слов и понятий,
логические действия с ними - все это должно быть как можно точнее
пронормировано в согласии с требованиями, которые предъявляет
наше общество к психическому развитию. Должны, быть выделены
ступени овладения вербальным материалом в соответствии с образо-
вательными и возрастными ступенями. Следовало бы, исходя из на-
личных (или проектируемых) школьных программ, составить пере-
чень понятий, подлежащих усвоению, точно определить, в каких ло-
гико-функциональных отношениях выступают эти понятия» (Гуре-
вич К. М., 1980, с. 24). С позиций социально-психологического нор-
матива, содержание тестов должно основываться на образователь-
ных программах, учебниках, требованиях педагогов. Под руковод-
ством К. М. Гуревича сотрудники лаборатории психодиагностики М.
К. Акимова, Е. М. Борисова, В, Г, Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Ло-
гинова разработали «Школьный тест умственного развития»
(ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6-8-х
классов. Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их понима-
нию нормативности содержания тестов, провели психологический
анализ учебных программ и учебников и в течение всей работы опи-
Hosted by uCoz