181
рались на сведения, получаемые в беседах с учителями. Понятия
подбирались по основным учебным дисциплинам, преподаваемым в
школе: естественным, гуманитарным и физико-математическим.
Подбор понятий производился на основе следующих принци-
пов:
1. Вводимые в задания теста понятия должны быть достаточ-
но общими, определяющими уровень усвоения предмета, состав-
ляющими основу понимания соответствующей школьной дисципли-
ны;
2. Эти понятия должны составлять основной фонд знаний, ко-
торый необходим любому человеку независимо от получаемых им
специального образования и профессиональной подготовки. Поэто-
му в тест не были включены узкопрофессиональные понятия;
3. Включаемые в тест понятия должны соответствовать жиз-
ненному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься деть-
ми.
Тест «ШТУР» содержит задания пяти типов, составляющие
шесть субтестов: «осведомленность» (два субтеста), «аналогии»
(один субтест), «классификация» (один субтест), «обобщение» (один
субтест), «числовые ряды» (один субтест). Включенные в эти суб-
тесты понятия входят в число необходимых для общего развития де-
тей.
При экспериментальной проверке заданий мы анализировали,
насколько успешно справляются с ними учащиеся 6-8 классов. Мы
исходили из предположения, что неуклонное увеличение процента
успешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной
степени свидетельствует о том, что использованные в данном зада-
нии понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь
для усвоения ограниченного раздела программ, а являются осново-
полагающими для данной школьной дисциплины. Затем была про-
ведена проверка самого теста в целом. Объем выборки составил
около 400 человек.
На основе проведенного исследования были подсчитаны коэф-
фициенты надежности теста (методом корреляций четных и нечет-
ных заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных
об успеваемости и успешности выполнения теста, а также между
данным тестом и тестом Амтхауэра), определена степень приближе-
ния к СПН данных отдельных испытуемых и выборок в целом и
проведен еще ряд статистических процедур по проверке теста. По-
лученные результаты позволяют говорить о том, что тест может
быть использован для изучения умственного развития школьников.
5.4. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ СПОСОБНО-
СТЕЙ
|