183
Основной вывод состоит в том, что не обнаружено никакой
связи между оценками по тесту и успехами в профессии. Корреля-
ции в основном низки, одинаково часто встречаются положительные
и отрицательные их значения. В целом исследователи получили ко-
эффициент валидности, близкий к нулю. В связи с этим авторы под-
черкивают, что гораздо более обнадеживающие результаты получа-
ются при опоре не на общий результат по тесту, а на тестовый про-
филь, свидетельствующий об определенной выраженности отдель-
ных способностей (например, для бухгалтеров естественным являет-
ся большая выраженность счетных способностей, для архитекторов -
зрительных, для инженеров - общих интеллектуальных. Для профи-
лей, полученных при тестировании представителей определенных
профессий, характерны специфические «пики» и «впадины», свиде-
тельствующие об определенной выраженности тех или иных спо-
собностей. Таким образом, тесты, применяемые в профотборе, не
могут прогнозировать профессиональную успешность людей. Это,
однако, не означает, что они не могут найти своего применения в
психологической службе. Области их использования широки, на-
пример для профконсульта-ций, профориентации, профотбора (в
случаях, когда время на профессиональное обучение сильно ограни-
чено, как это имеет место в армии), оптимальной расстановки кадров
по рабочим постам, контроля за подготовкой кадров в промышлен-
ности и системе профтехобразования, разработки общих и индиви-
дуальных рекомендаций по развитию способностей. На наш взгляд,
наиболее плодотворно приме-нение методов диагностики способно-
стей (в тех формах, которые сложились на сегодняшний день) для
контроля за формированием индивидуализированной структуры
способностей, которое интенсивно протекает в период школьного
обучения и освоения профессии.
В работах отечественных психологов все более часто мы
встречаемся с использованием тестов как инструментов профотбора
и профконсультаций (Аванесов В. С., 1982; Бодров В. А., 1985;
Джамгаров Т. Т., 1976; Кулагин Б. В., 1984; Проблемы космической
биологии, т. 48, 1984). Следует отметить, что отношение к этим ме-
тодам и оценка их возможностей и границ применения имеют проч-
ное теоретическое и методологическое обоснование. Подчеркивает-
ся необходимость доказательств правомерности использования
профотбора. В частности, он может иметь место, когда профессия
предъявляет жесткие требования к таким психофизиологическим
особенностям человека, которые мало поддаются развитию и прак-
тически не. изменяются в течение жизни, либо в тех случаях, когда
время на обучение профессии крайне ограничено, а сама профессио-
нальная деятельность предъявляет повышенные требования к уров-
ню квалификации (в частности, ряд военных специальностей). В
|