184
профессиях же, где профессионально важные качества развиваются,
изменяются, где имеется возможность компенсации
одних способ-
ностей другими, где успех зависит не от уровня, а от качественного
своеобразия способностей, такой отбор не нужен. Психологическое
тестирование уместно также для контроля за процессом обучения
профессии, для выявления причин отставания работников, нахожде-
ния слабых мест, что позволило бы проводить индивидуальное обу-
чение, психотренировки, а также для изучения причин травматизма
и несчастных случаев.
Важная отличительная особенность данных исследований - по-
нимание ограниченности возможностей тестирования по определе-
нию профпригодности, стремление к комплексному, системному
подходу в изучении закономерностей профессионального становле-
ния. Это связано с пониманием профпригодности как такого свойст-
ва личности, которое формируется в ходе овладения профессией и
всегда является индивидуально-своеобразным.
Хотелось бы сказать несколько слов и о перспективе разработ-
ки методов диагностики способностей. На наш взгляд, наиболее
перспективными с точки зрения повышения прогностичности тесто-
вых методов являются, во-первых, ориентировка при разработке тес-
тов на критерий, заданный норматив и оценка тестовых данных по
степени приближения к нему, и, во-вторых, опора при оценке ре-
зультатов тестирования на «профиль профессии», а не на количест-
венный тестовый балл. При этом необходимо учитывать, что наряду
с тем, что профили различных профессий существенно отличаются
друг от друга, могут наблюдаться различия внутри профилей одной
и той же профессии. Это связано с формированием индивидуализи-
рованной структуры способностей профессионалов, отличающихся
при-, родными данными (например, сочетаниями основных свойств
нервной системы). Такие индивидуальные варианты формирования
профпригодности могут быть основанием для описания разных ти-
пов профессионалов.
Таким образом, главная задача совершенствования методов
психологической диагностики способностей состоит в повышении
их прогностической силы. Только в этом случае они полностью бу-
дут отвечать своему назначению.
ГЛАВА 6 ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
6.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и
является одним из основных понятий, которое используется для
объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоре-
|