186
Предпосылки для такого подразделения мотивов имеются ив
зарубежной психологии. М. Мадсен, анализируя различные теории
мотивации, подчеркивал, что одни психологи четко различают дис-
позиционные и функциональные переменные в мотивации, а другие
используют для них одни и те же понятия (Madsen M., 1968).
Так, для Г. Мюррея потребности (или мотивы), с одной сторо-
ны, выступают как устойчивые мотивационные образования, а с
другой стороны, это же понятие используется, когда говорится о
функциональных переменных (Murray
H., 1938). Мадсен считает,
что диспозиционные и функциональные переменные необходимо
четко различать.
Более широко эту проблему рассмотрел Л. Кронбах, который
выделил две дисциплины в научной психологии: одна направлена на
оценку индивидуальных различий, другая - на исследование харак-
теристик и особенностей поведения. Дж. Аткинсон указывает, что
данный разрыв между двумя подходами преодолевается, если рас-
сматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т. е.
устойчивых мотивов личности, и характеристик непосредственной
ситуации (т. е. ситуационных детерминант) (Atkinson J., 1958).
Мотив и мотивация. Мотивы с обобщением, относительно ус-
тойчивым предметным содержанием, мы называем «обобщенными
мотивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содер-
жание которых узкоспецифично. «Обобщенные мотивы» выступают
в роли устойчивых атрибутов личности, однако они являются дина-
мическими образованиями, которые при взаимодействии с ситуаци-
онными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латент-
ного состояния в актуальное, реально действующее. Актуализация
мотива создает определенную тенденцию действия - разворачивает-
ся мотивационный процесс, направленный на реализацию опреде-
ленного мотивационного отношения с окружающей действительно-
стью. В процессе реализации этого мотивационного отношения че-
ловек преобразует актуальную ситуацию в желательную.
Диагностика определенного мотива однозначно не определяет
диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо
учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Так, например,
степень выраженности латентного мотива достижения у ученика
может быть высокой (высокий индекс мотива), но актуальная моти-
вация достижения при этом может быть слабой. Это происходит из-
за того, что школьная ситуация не имеет для него личностного
смысла, а это приводит к низкой эффективности учебной де-
ятельности.
Отличие мотива от мотивации со стороны динамически энер-
гетических характеристик и заключается как раз в том, что интен-
сивность актуальной мотивации складывается из интенсивности ла-
|