187
тентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант моти-
вации. Рассматриваемая особенность мотивации используется в экс-
периментальных процедурах - через разные типы инструкций пыта-
ются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспери-
ментальной ситуации. К сожалению, в некоторых исследованиях
этим и ограничиваются, тогда как необходима, диагностика индиви-
дуально-психологических различий в силе «обобщенных мотивов»,
которые актуализируются в данной ситуации до использования ин-
струкций. Это дает возможность более адекватно оценить уровень
актуальной мотивации. Валидность диагностики мотива складывает-
ся как из валидности методики, так и из валидности диагностиче-
ской ситуации, другими словами, из валидности всей эксперимен-
тальной процедуры диагностики. Не случайно Д. Маккелланд и Г.
Хекхаузен, анализируя особенности экспериментальной процедуры
измерения мотивов, указывают на необходимость превращения си-
туации диагностики в контролируемый фактор (McClelland D., 1971;
Heckhausen
H., 1980). Если ситуация стандартизирована и является
относительно одинаковой для всех испытуемых, то индивидуальные
различия в уровне мотивации в нейтральной ситуации принимаются
за индекс силы латентного мотива.
Мотивы и потребности. Потребности конкретизируются в мо-
тивах и реализуются через них. Однако из этого не следует, что су-
ществует взаимно однозначное соответствие между системой по-
требностей и системой мотивов. Как потребности, так и мотивы
имеют свою качественную специфику, и их нельзя отождествлять.
Во-первых, одна и та же потребность может реализовываться через
разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные
потребности. Таким образом, потребности соответствует целый
класс мотивов, а мотив может входить в разные потребностные
классы. Сам мотив не является одномерным образованием, а имеет
сложную внутреннюю структуру. Так, «обобщенные мотивы» диф-
ференцируются в ряде конкретных мотивов. Когда отношение меж-
ду потребностью и мотивом рассматривается не столько в генетиче-
ском, сколько в функциональном плане, то движение от потребности
к мотиву есть движение от возможности к действительности, от об-
щего к конкретному, от потенциального к актуальному, от геноти-
пического к фенотипическому.
Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, хотя
тесно взаимосвязана. Психодиагностика мотивов необходима для
диагностики потребностей, но она недостаточна.
Каждому мотиву соответствует свой «мотивационный вес»,
характеризующий степень вклада, который данный мотив вносит в
реализацию той или иной потребности. С другой стороны, мотивы,
связанные с определенной потребностью, это не просто сумма
|