194
поведения. Доминирующие мотивы подростка выявлялись через
ошибки восприятия при определении на глаз длины линий. При этом
определение длины линий мотивировалось по-разному. Сила мотива
оценивалась на основе степени преобладания ошибок в разных си-
туациях. Этот метод основан на использовании индикатора, обозна-
ченного в списке под номером 2, - искажение объекта перцепции под
влиянием мотивационных тенденций. Методика включает экспери-
ментальные процедуры актуализации мотивов, графический метод
предъявления стимула, выявление доминирующей мотивации. Были
созданы и другие варианты методики. Считают, что через выявление
доминирующих мотивов оценивается направленность личности (на-
правленность на общественные либо на свои личные интересы, на
самоутверждение).
Диагностика мотивов через личностный смысл. Используется
приведенный выше критерий 17. «Обобщенные мотивы» диагности-
руются через выявление смыслов, которые имеют для человека раз-
ные характеристики поведения, ситуации, отношений и т. д. (Столин
В. В., 1983).
Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Мо-
тивация влияет на когнитивные оценки, что детерминирует структу-
рирование и организацию материала (критерий 4). Используются
процедуры, которые требуют различных когнитивных ответов, клас-
сификаций и т. д. Задание, которое выполняет испытуемый, несхоже
с характеристикой изучаемого поведения.
Исследование реакций на юмор для выявления мотивацион-
ных переменных является одним из методов, использующих эту
особенность мотивации. Существует «личностный тест Юмора»
(IPAT), который выявляет 13 личностных факторов (Анастази А.,
1982).
В работе Бабиной В. С. и Шмелева А. Г. описан оригинальный
тест юмористических фраз (ТЮФ) для выявления мотивов с исполь-
зованием юмора как стимульного материала (см. раздел 6.4). ТЮФ
выявляет 7 тематических конструктов.
Метод диагностики мотивов через характеристику преград. На
пути к достижению цели могут возникать различные преграды, кото-
рые блокируют процессы реализации действия. Преграды по харак-
теру локализации обычно подразделяются на внутренние и внешние.
Преграды различаются не только по типу, но и по степени трудности
(субъективная трудность - объективная трудность). Преграды могут
возникать на разных этапах мотивационного процесса, могут быть
релевантными мотиву или нерелевантными ему, сила мотива может
влиять на оценку субъективной трудности и т. д. Эти соотношения,
существующие между мотивами и преградами, используются для
конструирования методик. Одна из методик, реализующих данный
|