Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 373 
Next page End  

195
критерий, была разработана В. В. Столиным (1983).
Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проектив-
ные методики) методов диагностики представляется весьма важным.
Проективные методики обычно критикуют за трудность валидиза-
ции, низкую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние
на результаты интерпретации личности экспериментатора. Многие
из этих критических замечаний приобретают иное значение, когда
эти методики используются как инструмент диагностики мотиваци-
онной сферы личности, а не диагностики личности в целом.
Многие проективные методики психодиагностики мотивации
стандартизированы не только по процедурам, но и по системе интер-
претации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая на-
дежность, однако они имеют высокую надежность кодирования (со-
гласие между независимыми экспертами-кодировщиками выше
0,80). Спорные вопросы часто возникают из-за того, что методы
психометрики, разработанные для опросников механически перено-
сят на проективные методы. Для того чтобы ретестовая надежность
была высокой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант
было минимальным (или вообще отсутствовало). Однако какими бы
устойчивыми образованиями ни были мотивы и потребности, они не
теряют своей ситуационной специфики и являются динамическими
образованиями, которые актуализируются с разной степенью интен-
сивности в разных ситуациях. Поэтому психодиагностика мотиваци-
онных переменных, рассматриваемых как абсолютно стабильные
образования, не связанные с ситуационной детерминацией, не соот-
ветствует природе мотивации. Это относится также к опросникам
для измерения мотивов. Если такие опросники действительно диаг-
ностируют мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные баллы, по-
лучаемые испытуемым до актуализации соответствующего мотива и
после, значимо различаются (Mehrabian A., 1970; Marlowe D., 1959).
Другая проблема возникает из-за отсутствия значимых корреляций
между диагностикой одних и тех же мотивов посредством проектив-
ных методик и опросников (Marlowe
D., 1959). Д. Макклелланд, об-
суждая эту проблему, относит опросники к респондентным методам,
а проективные методики - к оперантным (McClelland
D., 1971). В
оперантном методе человек дает непосредственные, спонтанные от-
веты на неструктурированный стимул. Ни сам стимул, ни ответ ис-
пытуемого не контролируются экспериментатором. В отличие от
этого, при респондентных измерениях стимулы специфичны, ответы
узко ограниченны. Макклелланд приходит к справедливому выводу
о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные
стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от
исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагно-
стируется. С проблемой диагностики мотивации психолог сталкива-
Hosted by uCoz