196
ется практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит
задача психодиагностики мотивации личности.
6.2. ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
В результате многолетних исследований, проведенных боль-
шой группой исследователей, не только разработана одна из наибо-
лее достоверных теорий мотивации, но и создан
- на основе этой
теории валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов,
входящих в структуру мотивации достижения: мотива стремления к
успеху и мотива избегания неудачи.
Выход книги «Мотивация достижения» послужил своеобраз-
ной вехой в исследовании мотивации поведения человека
(McClelland
D., Atkinson
J. et
al., 1953). После этого начался поток
публикаций, основанных на разработанной авторами этой книги ме-
тодике, и этот интерес не уменьшается до сих пор. Ими был исполь-
зован метод тематической апперцепции, который оказался чувстви-
тельным к экспериментальной активации мотивации и позволил
оценивать относительно устойчивые и генерализованные индивиду-
альные различия в силе мотивов.
Метод измерения мотивации достижения основывается на
двух идеях. Во-первых, используется идея 3. Фрейда о функции сно-
видений и механизме проекции. Исходя из этой идеи, особенности
мотивации определяют на основе анализа продуктов воображения,
фантазии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут
быть экспериментально активированы и их интенсивность можно
контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции.
В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д.
Мак-клелландом, после пищевой депривации различной продолжи-
тельности (1,4, 16 часов), испытуемые составляли рассказы на осно-
ве предъявляемых им картинок. Было обнаружено, что с увеличени-
ем времени с момента последнего приема пищи возрастали выска-
зывания, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде,
способов поиска пищи и т. д. Конечно, пищевая потребность не яв-
ляется простой функцией времени пищевой депривации. Главное,
что было обнаружено, - в продуктах воображения и фантазии хоро-
шо отражается динамика мотивации.
Влияние ситуационных детерминант на интенсивность моти-
вации было показано в книге «Мотивация достижения», где авторы
приводят данные о валидности и другие психометрические характе-
ристики методики измерения мотивации достижения. Эксперимен-
тальная процедура была построена так, что создавалось шесть раз-
личных ситуаций для активации различных уровней в интенсивно-
сти мотивации достижения. После выполнения задания в экспери-
|