222
ных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему,
позволяющую по единому плану регистрировать различные виды
интеракции в группе (Bales R., 1970). По этой схеме обученный на-
блюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой
группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более об-
щие категории: область позитивных эмоций, область решения про-
блем, область постановки проблем и область негативных эмоций.
Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно
определить разные уровни групповой динамики, статус и роль уча-
стников взаимодействия и т. д. Например: человек, получивший вы-
сокий балл в области решения проблем, рассматривается как дело-
вой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный ли-
дер. Схема Р. Бейлса и ее критика подробно описаны в литературе
(Ольшанский В. Б., 1981; Андреева Г. М., 1980), поэтому остановим-
ся на менее известных схемах наблюдения.
Интерес представляет матрица регистрирования определенных
категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol
L., Anderson К. - цит. по: Berkeley
E., 1981). Авторы предлагают
применять ее при регистрации свободной игры родителя с ребенком
для получения более надежной информации об особенностях их ин-
теракции и постановки задач психокоррекции. Процедура регистра-
ции делает возможным фиксирование реакций в контексте преды-
дущих и последующих событий. Наблюдение проводится двумя на-
блюдателями: первый фиксирует поведение матери как пред-
шествующее событие, а поведение ребенка - как последующее, как
реакцию; второй, наоборот, фиксирует поведение ребенка как пред-
шествующее, а поведение матери - как последующее событие. Фик-
сация поведения регистрируется в матрицах. В табл. 10 представле-
на матрица первого наблюдателя. Матрица второго наблюдателя
аналогична, но меняются названия столбцов: «Предыдущее поведе-
ние ребенка», «Последующее поведение матери» и строки становят-
ся столбцами. Каждый наблюдатель делает отметку в определенной
клетке своей матрицы через каждые 10 секунд, отмечая только пос-
леднюю оцениваемую единицу интеракции за этот период. После
10-секундного перерыва делается пауза в 5 секунд и опять фиксиру-
ется поведение за следующие 10 секунд. Приведем пример после-
довательности поведения:
За первые 10 секунд заполнитель матрицы поведения ребенка
делает отметку в клетке, соответствующей «Приказ Подчинение».
|