Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 373 
Next page End  

223
Заполняющий матрицу поведения матери за это же время делает от-
метку в клетке «Подчинение- Похвала» (см. табл. 10), за второй пе-
риод первый наблюдатель делает отметку в клетке «Приказ-вопрос-
Взаимодействие» и т. д. Схема оценок подробно описана в кн.:
BarkleyR., 1981.
Стандартные категории поведения матери, фиксируются в
клетках матрицы: 1) ПРИКАЗ. К этой категории принадлежат пря-
мые приказы, указания или высказывания, включающие в себя раз-
личные требования; 2) ПРИКАЗ-ВОПРОС. Это вопрос, включаю-
щий в себя определенное требование (например: «Не подашь ли ты
мне...?»); 3) ВОПРОС; 4) ПОХВАЛА. Категория включает вербаль-
ные высказывания и невербальное поведение, которое выражает
одобрение, поддержку, принятие поведения ребенка; 6) ВЗАИМО-
ДЕЙСТВИЕ. Это поддерживание (или попытка поддержать) какого-
нибудь обоюдного контакта. Он может быть вербальным и невер-
бальным; 7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Отметка делается
тогда, когда в течение 10 секунд не наблюдается какое-либо поведе-
ние из указанных выше категорий.
Стандартные категории поведения ребенка также фиксируют-
ся в клетках матрицы:
1) ПОДЧИНЕНИЕ. Отмечается только в том случае, если по-
ведение ребенка соответствует приказу или приказу-вопросу матери.
Ответ на вопрос матери оценивается как взаимодействие; 2) КОН-
КУРЕНЦИЯ. Это неподчинение, состязательное поведение. Любое
поведение ребенка после приказа матери, которое не является под-
чинением, представляет собой противопоставление себя приказу; 3)
НЕЗАВИСИМАЯ ИГРА. Оценивается, когда ребенок играет один и
не взаимодействует с родителем. Независимая игра после приказа
матери отмечается как последующее поведение в графе «Независи-
мая игра» матрицы ребенка и как предыдущее поведение в графе
«игнорирование» в матрице матери; 4) НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕ-
НИЕ. Высказывания и невербальное поведение, показывающие
злость, отказ, обескураженность; 5) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; 6) ВОП-
РОС. Оценивается только в матрице ребенка. Вопрос как предыду-
щее поведение ребенка в матрице родителя оценивается: а) как «кон-
куренция», если следует после «приказа» или «приказа-вопроса», б)
как «взаимодействие», если это не так; 7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНО-
РИРОВАНИЕ). Не наблюдается ни одна из указанных выше катего-
рий форм поведения.
Образец матрицы поведения ребенка
Таблица 10
Предыдущее
Регистрация последующего поведения ребенка
Hosted by uCoz